Сават
Сават, в переводе с французского, означает старый стоптанный башмак, на сленге бродяга, босяк, оборванец. Это название старого французского метода боя ногами в обуви с применением в случае необходимости ударов руками (ребром и основанием ладоней).
Само название говорит о том, что сават больше применялся отбросами общества (бродягами, ворами, нижими и т.п.). Приблизительно сават появился в конце 17 века, но его наибольший расцвет пал приблизительно на начало 19 века, с 50-х годов 19 века популярность савата резко упала – это связано с появлением французского бокса.
Корнями савата считается фехтование. Боевое фехтование мушкетеров (16-17 век) применяло не только шпагу. В боевом фехтовании часто использовалось вспомогательное оружие (кинжал, кортик, плащ), так же применялись удары ногами. В дальнейшем развитии работа ногами вышла в самостоятельное течение. Это произошло в городе Кан (не путать с Канном), при дворе герцога Беррийского. Одним из первых мастеров савата стали учителя классического фехтования, их имена Фанфан, Батист и Сабатье. Самыми талантливыми учениками их являются Гаду, Карпа, Миньона, Тулуза, Рошеро, Франсуа и Шампаня. Поскольку нигде в истории не сохранились фамилии этих людей, скорей всего они были не дворянского происхождения.
Скорее всего, сават перекочевал из придворного окружения в кварталы бедноты при помощи браво» (или «эскримеро») — так называли мастеров фехтования, которые нанимались за деньги в охранники, наёмные убийцы, учителя фехтования. Редко кому из них удалось приобрести средства для приличной жизни, большинство из них с возрастом скатывались на «дно». Удары в савате в большинстве своем наносились не выше колена носком или ребром обуви. Пах и живот являлись уж слишком высокой мишенью. Популярны были так же подсечки. Кулак в савате не использовался никогда, удары наносились ребром или основанием ладони, ладонью вместе с пальцами. Мишенью для таких ударов являлась голова (глаза, уши, горло, виски, нос). Удары, что ногами, что руками наносились обычно с небольшой силой, но скорость и точность, а также разнообразие, взятое из боевого фехтования, впечатляло.
После 1860 года сават как отдельное единоборство почти не применялся. Но это не привело к его гибели окончательно. Это боевое искусство сохранялось энтузиастами, которые передавали его своим ученикам. Энтузиастом подобно борьбы был один из деятелей французского бокса граф Пьер Барузи (1897—1994). В наше время есть группа ортодоксальных саватистов во главе с Мишелем Ниссо, которая ставит себе задачу сохранить и развить старинный вид боевого искусства французов.
Также смотрите: