Тайки-кэн

Кулак Великой Энергии, или искусство Тайки-кэн, было создано Саваи Кэнъичи вскоре после окончания Второй Мировой Войны. Саваи Кэнъичи начинал свой путь изучая кэн-до и дзю-до, а после некоторое время был в учениках Ван Сянь-чжая, мастера стиля Да-Чэн-цюань, который является ответвлением легендарного стиля Синь-И-цюань.


На первых порах, Саваи передавал ученикам то что знал сам, то есть азы Да-Чэн-цюань, но вскоре он нашел свой стиль, а там не долго пришлось ждать до создания своей школы, разительно отличавшейся от той что прошел сам Саваи.


Одним из преимуществ Тайки-кэн является то что в этом искусстве нет правила «так и не иначе!», благодаря чему последовали, в некоторым смысле, имеют право на импровизацию, но опять же это затрудняет описание Тайки-кэн, так что можно сказать что искусство лучше раз увидеть чем тысячу раз прочесть о нем или услышать рассказ.
Характерными чертами его так же можно назвать ориентацию на исключительно прикладное помещение, без какой либо показательности в поединке, жесткий стиль учебно-тренировочных спаррингов, в которых отсутствуют протекторы. А так же, по мнению многих мастеров, необходимость проведения тренировок исключительно в условиях естественной природы, без различия на то есть ли холодная зима или знойное лето. В Тайки-кэн большое значение придается и энергетическим упражнениям, призванным научить быть мягким, сохраняя нераскрытой до нужного момента, огромную силу.


Саваи, по свидительствам современников, будучи в преклонном возрасте легко одерживал победы над бойцами в расцвете сил и вплоть до восьмидесяти лет на тренировках без тени усталости демонстрировал ученикам множество приемов и движений, от захватов до ударов.


Саваи был не только бойцом, но и философом. О возрасте сохранилось такое его высказывание «В старости, слабеют поясница и ноги. Если ты лишь ходишь, это не страшно. Но если ты желаешь быть воином, то с больной спиной и слабыми ногам не может быть боевого искусства. Для него нужно двигаться с грацией кошки и силой тигра, реагируя на действия противника быстрее, чем он совершит их». Саваи всегда говорил, что необходимо для боевого искусства не только гибкость и крепость в теле но и владение «Ки». Не работать с энергией, значит, к сорока уже не уметь научиться новому, к пятидесяти проигрывать тем, кто хоть чуть младше а к шестидесяти уподобиться дряхлым, иссушенным деревьям. Поэтому, Саваи так часто советовал ученикам и последователям, каждый день, по утру уделять некоторое время дыхательно-медитативным упражнениям.


Мастер сказал еще одну любопытную вещь. «Те наставники кто рассказывают ученикам о том какими были раньше, впустую тратят свое и их время, ведь гораздо важнее не говорить а уметь сделать что-то прямо сегодня. Учить других есть право только тогда, когда можешь хорошо показывать сам. Боевое искусство нельзя передать словами. Лишь показать и дополнить словами». Мастер Саваи был удивительным человеком. С шестидесятых годов он брал в ученики лишь тех, кто имел не менее трех дан в каратэ Кёкусинкай.