Тайки-кэн
Кулак Великой Энергии, или искусство Тайки-кэн, было создано Саваи Кэнъичи вскоре после окончания Второй Мировой Войны. Саваи Кэнъичи начинал свой путь изучая кэн-до и дзю-до, а после некоторое время был в учениках Ван Сянь-чжая, мастера стиля Да-Чэн-цюань, который является ответвлением легендарного стиля Синь-И-цюань.
На первых порах, Саваи передавал ученикам то что знал сам, то есть
азы Да-Чэн-цюань, но вскоре он нашел свой стиль, а там не долго
пришлось ждать до создания своей школы, разительно отличавшейся от
той что прошел сам Саваи.
Одним из преимуществ Тайки-кэн является то что в этом искусстве нет
правила «так и не иначе!», благодаря чему последовали, в некоторым
смысле, имеют право на импровизацию, но опять же это затрудняет
описание Тайки-кэн, так что можно сказать что искусство лучше раз
увидеть чем тысячу раз прочесть о нем или услышать рассказ.
Характерными чертами его так же можно назвать ориентацию на
исключительно прикладное помещение, без какой либо показательности в
поединке, жесткий стиль учебно-тренировочных спаррингов, в которых
отсутствуют протекторы. А так же, по мнению многих мастеров,
необходимость проведения тренировок исключительно в условиях
естественной природы, без различия на то есть ли холодная зима или
знойное лето. В Тайки-кэн большое значение придается и
энергетическим упражнениям, призванным научить быть мягким, сохраняя
нераскрытой до нужного момента, огромную силу.
Саваи, по свидительствам современников, будучи в преклонном возрасте
легко одерживал победы над бойцами в расцвете сил и вплоть до
восьмидесяти лет на тренировках без тени усталости демонстрировал
ученикам множество приемов и движений, от захватов до ударов.
Саваи был не только бойцом, но и философом. О возрасте сохранилось
такое его высказывание «В старости, слабеют поясница и ноги. Если ты
лишь ходишь, это не страшно. Но если ты желаешь быть воином, то с
больной спиной и слабыми ногам не может быть боевого искусства. Для
него нужно двигаться с грацией кошки и силой тигра, реагируя на
действия противника быстрее, чем он совершит их». Саваи всегда
говорил, что необходимо для боевого искусства не только гибкость и
крепость в теле но и владение «Ки». Не работать с энергией, значит,
к сорока уже не уметь научиться новому, к пятидесяти проигрывать
тем, кто хоть чуть младше а к шестидесяти уподобиться дряхлым,
иссушенным деревьям. Поэтому, Саваи так часто советовал ученикам и
последователям, каждый день, по утру уделять некоторое время
дыхательно-медитативным упражнениям.
Мастер сказал еще одну любопытную вещь. «Те наставники кто
рассказывают ученикам о том какими были раньше, впустую тратят свое
и их время, ведь гораздо важнее не говорить а уметь сделать что-то
прямо сегодня. Учить других есть право только тогда, когда можешь
хорошо показывать сам. Боевое искусство нельзя передать словами.
Лишь показать и дополнить словами». Мастер Саваи был удивительным
человеком. С шестидесятых годов он брал в ученики лишь тех, кто имел
не менее трех дан в каратэ Кёкусинкай.