Маллявеша
Это единоборство получило свое распространение в центральных и северо-западных районах Индии древней и средневековой эпохи. Истокам этого единоборства является панкратион, который был занесен воинами Александра Македонского, которые стояли здесь в составе гарнизонов в 327—318 гг. до н.э.
Маллявеша часто применялся для физического развития молодежи, кроме этого применялся в ритуальных и коммерческих целях. Во времена шаха Акбара (правил в 1556—1605) широко были распространены призовые поединки, и победитель получал денежное вознаграждение (не редко до 350-450 дирхемов серебром, что составляло не малую сумму для того времени). В то время были созданы общины профессиональных борцов («малля»). Профессиональные борцы существуют в Индии в Гуджарате, Майсоре, Махараштре, Раджастхане, Хайдарабаде и других штатах.
Маллявешу не редко путают с кушти, но это различные системы кушти это только борьба, а маллявеша это боевое искусство, которое включает в себя силовые, болевые и ударные приемы. В маллявеша различают три стиля малля-крида, малля-юддха, ниюддха-крида.
О борьбе рассказывает древняя рукопись «Малля-пурана» «священное предание» профессиональных борцов. Она была написана на санскрите в 1731 году. Рукопись была издана индийскими учеными в 1964 включает в себя 18 глав повествующих об истории борьбы, методик тренировок, классификации борцов, также описаны правила состязаний, диета борцов, правила гигиены и пр.
В первых пяти глав повествуется о классификации борцов по физическим и техническим данным, а также морально-психологическим качествам. В следующих главах рассказывается о методике физической и специальной тренировки бойцов. Также даны рекомендации по времени тренировок (по утрам в наиболее прохладное время). Кроме этого, учитывая местные особенности климата (зной, духота, жара и т.д.) довались рекомендации по величине нагрузок с августа по ноябрь легкие, в мае-июле — средние, с декабря по апрель тренировки должны быть более тяжелые по объему нагрузки.
В Маллявеша учитывается возраст ученика и в зависимости от этого применяют различные тренировочные упражнения для подростков, юношей и же мужчин в расцвете сил. Рукопись так же предостерегает, что занятиям могут препятствовать различные факторы такие как: повышенная температура тела, травмы и опухоли, общее недомогание и слабость, половые сношения, кроме этого плохое психологическое состояние – гнев, страх, тревога и т.п. Рукопись рекомендует что подготовку следует начинать с развития выносливости, гибкости и силы. Выносливость и постановку дыхание лучше развивать при помощи бега и прыжков кроме них следует плавать, сидеть под водой, бегать по лестницам и крутым холмам, для тренировки силы лучше таскать мешки с песком на плечах и на спине. Также необходимо развивать гибкость для этого рекомендуется делать различные растяжки, круговые движения и махи руками и ногами, повороты, прогибы и скручивание торса. Особо следует укреплять пальцы, запястья, спину, плечевой пояс и брюшной пресс.
В качестве нагрузки в силовых упражнениях используют каменные кольца и деревянные булавы всевозможных размеров и веса. Но в «малляхамб» есть и свой оригинальный способ развития силы и ловкости это лазание вверх и вниз по деревянному столбу, врытому в землю высотой порядка 5-7 метров. Борец сначала взбирается на столб, обхватывая его руками и ногами, далее на верхушке столба разворачивается и спускается уже вниз головой, (такое упражнение применяется в Индии и посей день).
После общефизического развития идет изучения приемов борьбы. Малляпураны говорит, что в схватках нельзя убивать соперника, потерпевшим поражения считают того, кто упал на землю. Но правила разрешают удушающие приемы, ломать пальцы, выбивать зубы и вырывать волосы. В борьбе разрешены броски, удушения, захваты, подсечки, удары кулаками, локтями, стопами ног и коленями, также предусмотрены блоки. Однако удары разрешено наносить только в верхнюю часть туловища и голову.
В своих заключительных главах рукопись повествует о методике массажа для восстановления после схваток и тренировок, описаны различные методы снятия напряжения мышц и психологического напряжения. Замечена то, что необходимо заранее готовится к поединку, изучая особенности техники противника. Сказано что необходимо разрабатывать для каждого противника план поединка, и указаны 12 наиболее подходящих вариантов ведения поединка. Про диету бойцов тоже не забыто борцам запрещено употреблять алкоголь и мясо, наркотические вещества тоже запрещены. Рукопись рекомендует молочно-растительную пищу.
Рукопись описывает и место для проведения боев это площадка 101 локтя в длину и 50 локтей в ширину, покрытая чистым речным песком, который просеивают с растительным маслом охрой и другими веществами. Рекомендовано поливать площадку раз в 3 дня.
Необходимо сказать, что рукопись в точности соответствует современным познаниям и представлениям. Но также надо заметить, что запрет на убийство нарушался (в ритуальных поединках и нередко в коммерческих по правилам ваджра-мукти). Именно такие поединки и дали повод для приравнивания «маллявеша» и «ваджра-мукти», но с кастетами сражались и бойцы «кушти».