Кэн-дзюцу

Кэн-дзюцу, искусство самураев о владении мечем, возникло около Х века, и с тех пор почти не претерпело изменений, при этом существенно отличаясь от прочих способов владения холодным оружием во всем мире, в частности, кэн-дзюцу практически не содержит элементов фехтования привычных жителям Европы. Можно сказать, без страха преувеличить что Кэн-дзюцу, уникальное искусство. Другие названия, реже применяемые к искусству татига-ки, гэккэн и хэйхо.

Одним из примечательных моментов техники кэн-дзюцу является то что соперники, заняв исходную позицию, долго выжидают когда противник допустит промах, открывшись для удара, и тогда один, или целая серия ударов, следует незамедлительно. Но высшее мастерство боец может проявить, нанеся сопернику как можно меньше ударов, ведь девизом кэн-дзюцу с создания искусства было «Один удар для победы!». Эта схема ведения боя, была принята основной к полутора тысячам школ кэн-дзюцу.

В кэн-дзюцу мечь принято держать обоими руками, реже практикуется фехтование одной рукой и совсем редко, только для настоящих мастеров, доступно использование большого и малого мечей одновременно.

Различие школ кэн-дзюцу в том что каждая насчитывает 10-15 ударов и стоек, при том что в общем кэн-дзюцу насчитывает три сотни стоек и несколько тысяч приемов. Однако, столь малого на первый взгляд набора, способному ученику школы, считается вполне достаточно для того чтобы в любой схватке оказаться победителем с минимальными затратами физических сил и внутренний энергии.

Не смотря на то что возникла кэн-дзюцу в Х веке, формирование в школы произошло только к концу XIV века, в период Муромати.

Изначально стилей и направлений насчитывалось совсем немного, и многие из них как бы похожие в то же врем могли существенно различаться, за счет того что додзе были практически при каждом замке, хозяин которого занимался тренировками детей и дружины исходя из собственного воинского мастерства.

Восточная философии, тесно переплетена с фехтованием как со многими другими искусствами и сферами жизни каждого образованного человека. Так, знаменитая «Книга пяти колец», авторства прославленного фехтовальщика Мусаси Миямото жившего в конце XVI первой половине XVII веков, содержит не только подробные описания техники и приемов, но и множество философских размышлений, призванных помочь воину определить свои жизненные стратегии.

Искусство кэн-дзюцу было не только уделом воинов. Японские храмы, также нередко имели собственные школы где преподавали священнослужители, нередко не уступавшие в мастерстве именитым воинам. Ярким примером этого, служит то что монахи-воины «сохэй» более известны в мире чем монахи-воины Шаолиня, у которых все же главное место в самосовершенствовании занимают духовные практики.

Большую часть своей истории, школа кэн-дзюцу предполагала обучение с реальным оружием и без какой либо защиты для тела, и только в середине XVIII века, основатель Наканиси Итто-рю, Наканиси Тюта, предложил ученикам облегченные копии доспехов а также замену стального меча на санаи, представлявшего собой легкую и удобную имитацию меча из плотно перевязанных бамбуковых полос. Длина санаи около 120 сантиметров, вместе с рукоятью, которую обычно оборачивают выворотной кожей, чтобы не скользили ладони. Рукоять, отделена от лезвия гардой. Тупую сторону меча условно обозначает натянутая вдоль одной стороны синяя леска. Синаи сохранился неизменным до наших дней, по прежнему используясь в качестве учебного оружия кэндо. Помимо синая, в школах кэн-дзюцу использовались и другие имитации оружия. Например, имитирующий катану в точности, деревянный боккэн. Боккэн возник намного раньше синая, а популярности его способствовал мастер Мусаси Миямото, известный своей смелостью выходить с боккэн против реального противника.