Капоэйра

КапоэйраКапоэйра – это оригинальное искусство возникло в 17-19 веке. Его создали чернокожи рабы, которые были вывезены из Африки для работы на плантациях и кофе и сахарного тростника в Бразилии.

На технику данного боевого искусства повлияло его невольничье происхождение. Бойцы данного стиля держат низкую стойку, которая основана на поперечном шпагате, ноги при этом широко расставлены, а руки практически касаются земли. Капоэйристы передвигаются «лягушачьими прыжками» при этом находятся на значительном расстоянии друг от друга. Применяя руки в качестве опоры, бойцы наносят удар или делают подсечку обеими ногами. При ближайшем рассмотрении понятно, почему голова кажется незащищенной при такой стойке, и довольно далекая дистанция боя: соперник не может подойти на близкую дистанцию, так как выпад ногами достаточно длинный всё тело и длинна рук. Схваченный раб у которого связаны руки (неважно спереди или сзади) мог неожиданно упасть и повернувшись вокруг своей оси в считанные мгновения повалить нескольких охранников. После этого резко подняться и нанести ряд добивающих ударов. В случае, когда позволяли путы, захватить оружие, но в большинстве случаев бежать и скрыться в зарослях… Теперешняя спортивная капоэйра больше использует удары в стойке, не применяя падений. Это веянье карате. Схватка в большинстве случаев проводится под звуки музыкального инструмента. Это касается всех публичных боев этого обязательного элемента бразильского карнавала. В таких поединках удары скорее красивы, и происходят почти безконтакно. Это показуха - на публику. Но эти поединки наиболее полно показывают возможности капоэйра нежели схватки спортивные и боевые. На карнавалах бойцы проводят серии вращательных приемов, которые называются еще бедуинские прыжки (поворот тела и ног без опоры на руки – практически сальто) этого обязательного элемента искусства капоэйра, который в реальности используется крайне редко.

Карнавальная капоэйра использует только две зоны атаки: нижний уровень (всевозможные зацепы, подбивы, подсечки ног противника), и верхний уровень (удар ногами в голову). Для боевой капоэйры эти уровни тоже более привлекательны для нападения. Но в спортивном поединке часто применяются удары по корпусу. Удары в спортивных поединках – прямолинейны, это основное отличие от карнавальных – вращательных. На карнавальных поединках защита осуществляется только при помощи поворотов, уклонов. В спортивных поединках часто можно видеть и блоки, но не жесткие, которые отводят удар противника за счет вращательного движения.

Элементы танцев – это не новое веянье, а скорее историческая особенность капоэйры. Мастера капоэйры говорят, что ранее тренировки проводились под видом танцев для того, что бы не привлекать внимание рабовладельцев. Пускай рабы танцуют, только бы не бунтовали.

Такой вид схватки как капоэйра требует от спортсмена мгновенной реакции, навыков перекатываться, отскакивает, падать и после этого мгновенно вставать. В капоэйре так же хорошо развита обманная техника (различные ложные выпады).

Удар в этом единоборстве производится преимущественно пяткой, реже используется другая часть стопы. Необходимо заметить, что удары в капоэйре не концентрированные, как у большинства восточных единоборств. Из этого следует, что удары обладали небольшой силой. Так же необходимо заметить и слабую технику ударов руками. В классической капоэйре руки использовались в основном только для упора, что дает значительные минусы при реальном бое. Кроме этого нет никакой работы по точкам, а сами точки (исключая очевидные) малоизученны.

Методика нанесения ударов ногами с упором на руки именуется бананейра. Отвлекающее действие, легкое пританцовывание в низкой стойке называется джига созвучна с известным танцам. Капоэристы могли использовать в качестве оружие мачете, копьё, палку, приклад оружия… Но имеется оружие, которое специально разработана для капоэйры. Это короткие ножи с вогнутыми лезвиями (лезвие без рукоятки). Бойцы вступали в бой, зажав такое оружие между пальцами каждой ступни. Но такое оружие применялось в схватках не с рабовладельцами, а друг с другом. Капоэйра – это дикарское единоборство. В нем нет той глубокой философии, как в единоборствах востока. Эмоциональная подготовка бойца, практически до последних десятилетий, имела другие корни. Кровавые бои, когда бойцы стараются не убить, не уклониться от ударов, резали друг друга ножами по мышцам груди и плеч, были частью религиозного экстаза. Такие кровавые бои сравнительно недавно ушли в прошлое. Ещё живы свидетели и участники таких кровавых боев. Хотя, возможно, что то подобное происходит и в наши дни в глухих деревушках Бразилии затерянных ы джунглях. Изначально капоэйра походила на ритуальные бои тайных союзов очень близких к организации войнов - зверей времен военной демократии.

Спортивная капоэйра стала формироваться в 30-е годы 20-ого века. Мастер Бимба с 1932 года начинает преподавание капоэйры Региональном центре физической культуры в Сальвадоре. Национальная конфедерация бразильского спорта официально признает капоэйру в 1937 году. В отличии от карнавального варианта в спортивной капоэйре бои проходят с ощутимым контактом. Но травматизм этих поединков не более чем в боксе.

Так же существует и боевой раздел капоэйры. Он изучает следующие виды борьбы: безоружный против вооруженного, один против нескольких и главного специфического жанра связанный против свободного. Этот главный элемент капоэйры добивается таких высот, которые сравниваются с наилучшими результатами восточных единоборств. Тем не менее, капоэйра это всё таки силовое единоборство, и следовательно имеются возрастные ограничения и ограничения по полу.

Ранее имелся так же расовый барьер, но последнее время он пал. Тем не менее лидерами являются темнокожие спортсмены. Неизвестно сказываются традиции или потенциал темнокожих атлетов более высок, но на сегодняшний день не было ещё ни одного белого чемпиона по капоэйре.

Капоэйра – это уникальное явление. Только одного достаточно сказать, что капоэйра выкристализировалась как боевое искусство на основании только собственных источников не взяв ничего из вне. Все боевые искусства Евразии прошли этап обмена опытом. Капоэйра с момента своего появления была в жесткой изоляции. Чернокожий раб не мог учится у белых хозяев (хозяева владели в лучшем случае, европейским боксом и фехтования, а у капоэйры совсем другая техника). Черные рабы также, практически, не контактировали с индейцами.

Прародителей капоэйры не находится и в Африке. Наибольшее количество рабов попадало в Бразилию из португальских колоний: Мозамбика и Анголы. Дин из двух стилей капоэйры носит название «ангольский», но это современное название, так как рабы не называли так свою родину, да и названия такого в те времена не существовало. Второй стиль капоэйры носит название «региональный».