https://www.saki.ru/about/san/?id=10 санатории полтава саки.

Капоэйра в сравнении с другими боевыми искусствами

Капоэйра > Капоэйра в сравнении с другими боевыми искусствами

Капоэйра в сравнении с другими боевыми искусствамиКапоэйра не ориентирована на полноконтактный бой, вследствие чего контакты капоэйристов с представителями других боевых искусств достаточно редки. Необходимо отметить, что при этом капоэйра остается боевым искусством и многи школы на сегодняшний день работают именно в этом направлении. Сейчас уже не редкость участие опытных капоэйристов в боях без правил.

Современная капоэйра
Встречи капоэйристов
Встречи капоэйристов, в абсолютном большинстве случаев, проходят по следующим правилам. Музыканты становятся в изголовьи круга (порт. Roda). Роду образуют капоэйристы или публика, стоящая или сидящая по кругу. Все поют песни на португальском языке. Двое входят в игру около места расположения музыканта с Гунгой, называемого Пе ду Беримбау (порт. Pe do Berimbau), часто используя акробатические элементы. Начинается игра — передвижения, удары, прыжки чередуются в попытках достать соперника или вынудить его упасть. Характер игры в Роде (быстро или медленно, дружески или агрессивно) зависит от ритма, который играет беримбау, и песен.

Музыка

Местре Кобра Манса ведет батерию роды
«Умение петь и отвечать… … это обязанность каждого капоэйриста. Неумение петь соло — это не дефект, но неумение отвечать вместе с хором — это большой недостаток. В батерии не должны находиться люди, которые не поют вместе с хором».

«Почему в песнях есть сюжет?.. …Для того, чтобы, когда в роду приходит представитель другой группы или мастер, импровизация предупреждала бы роду, нужно ли остановиться, или подбадривала бы продолжить игру».
Тренировки и рода проходят под живую музыку. Во время роды обязательно присутствуют три основных инструмента:

Беримбау (порт. Berimbau) — инструмент, напоминающий лук с резонатором. Беримбау играет наиболее важную роль в музыкальном сопровождении, он задаёт основной ритм и темп игры в Роде.
Существуют 3 вида беримбау, каждый из которых служит своей цели:


Гунга, Беррабой (порт. Gunga, Berra-boi) — беримбау с самой большой кабасой, и самым низким тоном. Задаёт главный тон и темп игры, играет основной ритм, иногда — небольшие вариации;
Медиу, Сентру (порт. Medio, Centro) — средний беримбау, является дополняющим к Gunga, обычно играет обратный ритм относительно гунги, иногда — с небольшими вариациями;
Виола, Виолинья (порт. Viola, Violinha) — самый высокий тон, обычно играет насыщенные импровизированные вариации основного ритма.
Атабаке (порт. Atabaque) — традиционный африканский барабан, ведёт основной ритм, высотой по пояс человеку.
Пандейру (порт. Pandeiro) — бубен.
Другие инструменты:

Огого(порт. Agogo) — двойной колокольчик, на котором играют, ударяя деревянной или металлической палочкой поочередно по каждому из колокольчиков;
Реку-реку (порт. Reco-Reco) — представляет собой ребристую деревянную или металлическую поверхность-трещётку, по которой проводят палочкой, извлекая «треск».
Ритмы беримбау

Ритм беримбау определяет характер игры в Роде, существует множество популярных традиционных и «авторских» ритмов для этого инструмента, например:

Ангола (порт. Angola) — ритм, под который проходит традиционная Рода Ангола.
Режиональ, Сау Бенту Гранджи ди Бимба (порт. Regional, Sao Bento Grange de Bimba) — этот ритм придумал Местре Бимба специально для роды стиля Режиональ. Игра под такой ритм ведётся на большой скорости и, во многих группах, в полный контакт. Неопытным капоэйристам не рекомендуют выходить в роду под этот ритм, так как они могут пострадать.
Рода Ливри, Сау Бенту Гранджи ди Ангола (порт. Roda Livre, Sao Bento Grange de Angola) — Свободная игра, скорость игры задаёт ритм, а характер — сами игроки. Игра может быть как жёсткой с полноконтактными ударами и бросками, так и вовсе бесконтактной со множеством акробатических движений.
Существуют и другие ритмы, подробней описанные в главной статье раздела.

Песни
В традиционной капоэйре песенный цикл делится на три основных части:

ладаинья[ (порт. ladainha),
шула] (порт. chula, также называемая «саудасау» или «лоувасау»)
корридуш (порт. corrido, корриду — в ед. ч.).
Открывает музыкальную последовательность ладаинья — это традиционная сольная песня местре (или человека, «ведущего» роду). Певец может рассказать притчу или передать сообщение зрителям. Соло может быть импровизированным. Пока поёт мастер, первая пара игроков, сидя, ждёт, расположившись по обе стороны от него.

Движения и удары

В капоэйре нет статических стоек. Её основа — жинга (порт. ginga). Жинга — это непрерывное движение, боец постоянно передвигается, готовый уйти от удара или провести удар самому. Основные стойки и перемещения:

Жинга (порт. Ginga).
Негачива (порт. Negativa).
Эшкива (порт. Esquiva).
Кокоринья (порт. Cocorinha).
Холе (порт. Role).
Стойки и перемещения на руках:

Ау аберту (порт. Au aberto)
Ау фешаду (порт. Au fechado).
Ау добраду (порт. Au dobrado).
Ау агулья (порт. Au agulha).
Бананейра (порт. Bananeira).
Бику де папагайу (порт. Bico de papagaio).
Макаку (порт. Macaco).
Атаки:

Кабесада (порт. Cabecada).
Понтейра (порт. Ponteira).
Кейшада (порт. Queixada).

движение «Ау» в интерпретации Капоэйры Режиональ

Армада (порт. Armada).
Миа-луа ди френче (порт. Meia-lua de frente).
Миа-луа ди компассу (порт. Meia-lua de compasso).
Бенсау (порт. Bencao)
Мартелу (порт. Martelo)
Шапа (порт. Chapa)
Вингачива (порт. Vingativa)
Тезора (порт. Tesoura)
Круз (порт. Cruz)
Названия движений в разных школах различаются, приведённые выше термины характерны для определённых школ направлений Режиональ и капоэйра контемпоранеа. Под теми же названиями в других школах могут подразумеваться несколько другие движения.

Градации мастерства
В современной капоэйре направлений режиональ и контемпоранеа для обозначения мастерства принята система поясов, цвета которых определяются каждой отдельной школой. Поясами (порт. сordao) являются цветные шнуры, которые носят капоэйристы. Степень, апелиду (и пояс) они могут получить только на церемонии посвящения (порт. batizado). Вместе с практикой в роде и отработкой новых элементов ученик изучает португальский язык, музыку, песни, историю капоэйры и её философию. При упорстве и постоянных тренировках через несколько лет можно достичь звания опытного ученика (порт. formado). Следующий уровень уже позволяет помогать своему учителю. Высшие звания — контра-местре (порт. сontra-mestre) и местре (порт. mestre). Звание местре позволяет открыть собственную школу, достижение этого звания занимает не менее десяти лет.
В традиции большинства школ направления Ангола выдача поясов и проведение батизадо не практикуется.

Батизадо (Batizado)
Посвящение в капоэйристы, когда новичку могут дать имя («апелиду») и первый кордао. В капоэйра нет традиционной сдачи на пояс по нормативам как в других боевых искусствах, готовность к смене пояса определяет тренер по итогам тренировок за всё время. Если игрока вызвали в круг на батизадо, можно считать, что повышение в градации поясов у него есть, если только он не допустит «громких ошибок» или не выкажет элементарного незнания правил выхода в роду. В разных школах церемония проходит по-разному, обычно проводить батизадо имеет право капоэйрист не ниже уровня «профессор». Церемония смены пояса (степени) называется «Трока ди корда» (порт. Troca de Cordas) и обычно проводится вместе с батизадо.

Организация движения капоэйристов
Школы капоэйры сейчас объединяют десятки тысяч людей по всему миру. Регулярно проводятся фестивали, семинары.
Школа определяется принадлежностью к одному из стилей капоэйры. Как правило, у каждой школы существует базовое местоположение и множество филиалов по всему миру. Местре (или его ученики) регулярно посещает филиалы и проводит батизаду. Существует множество как всемирно признанных и уважаемых школ, так и малоизвестных.
Вместе с тем, безусловно, необходимо учитывать следующие мнения:

«…Капоэйра — она как воздух: мы знаем, что он есть, мы им дышим, мы не можем жить без него. И в то же время мы не можем поймать его, заключить в какие-то рамки. Капоэйра не может ограничиваться лишь оной единственной группой занимающихся, одной единственной формальной организацией и тем более одной группой мастеров, которые заявляют монополию на владению ею. Капоэйра выходит за рамки всех нас. Никакое общество, группа или человек никогда не будут её контролировать…
…Прежде чем думать о создании института капоэйры, мы должны спросить самих себя: почему кому-то нужно нас организовывать? Зачем нам нужна организация, которая будет контролировать наш образ жизни? Кто от этого выиграет? Капоэйра? Капоэйрист? Бюрократы? Действительно ли создание подобных организаций так необходимо?…
…мы открыты для познания капоэйры, но не хотим, чтобы кто-либо навязывал нам собственную шкалу ценностей. Мы хотим такого сообщества, в котором ценится и поощряется как индивидуальность каждого участника, так и сотрудничество между ними…» — Местре Кобра Манса
Таким образом, можно заметить, что существуют две основные тенденции: максимум организованности и максимум свободы. И, разумеется, сколько угодно мнений, находящихся между этими полюсами. Каждая группа, объединение капоэйристов или человек, не имеющий прочной связи с конкретной группой, выбирает свой путь. Впрочем, тут вступает в действие другой принцип — следования «линии» — традиции, передаваемой от учителя к ученику.