Врачебный контроль и самоконтроль
Важное значение для правильного построения тренировочных занятий, сохранения высокой работоспособности имеет врачебный контроль.
Приступая к систематическим занятиям каратэ необходимо обязательно пройти медицинское обследование у своего участкового врача или во врачебно-физкультурном диспансере.
В программу медицинского обследования входит определение антропометрических данных (рост, масса тела, некоторые функциональные признаки: жизненная емкость легких, сила мышц и др.), клинико-физиологических показателей (состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем), функциональные пробы, позволяющие судить о реакции организма на физическую нагрузку. При этом учитывается, что польза организму от тренировок возможна лишь тогда, когда нагрузки соответствуют состоянию здоровья, возрасту и физической подготовке занимающегося.
Врачебный контроль поможет узнать:
– разрешается ли ученику заниматься каратэ;
– каково его физическое развитие и телосложение;
– какие физические упражнения включать в тренировочный процесс, чтобы исправить недостатки телосложения;
– каковы правила наблюдения за собой, приемы измерения собственного тела и как правильно трактовать полученные данные, а также узнать правила ведения дневника самоконтроля и личной карты.
Результаты медицинского обследования заносятся в личную карту каратиста.
В ходе тренировок осуществляется ежегодное медицинское обследование учеников. Спортсмены проходят обследование 3-4 раза в год.
Врачебный контроль и педагогический надзор наиболее эффективны в сочетании с самоконтролем.
Самоконтроль – форма индивидуальной наблюдательной и регулирующей деятельности, направленной на обеспечение оптимальных условий для физического развития.
Самоконтроль помогает ученику: оценивать свое физическое развитие; планировать и проводить тренировку в соответствии с индивидуальными особенностями; оценивать воздействие тех или иных физических упражнений на организм; своевременно обнаруживать малейшие признаки перетренированности.
Самоконтроль должен быть систематическим и длительным. Наблюдения, проводимые без системы, время от времени, не принесут никакой пользы. В первые месяцы занятий каратэ следует проводить подробный самоконтроль, в дальнейшем он может быть упрощен.
Данные самоконтроля ученики записывают в специальный дневник. Дневник представляет собой тетрадь, разграфленную по датам и показателям самоконтроля. К таким показателям относятся: самочувствие; пульс; сон; аппетит; масса тела; тренировочные нагрузки; нарушения режима; болевые ощущения; спортивные результаты.
Ведение дневника способствует формированию следующих качеств: организованности; аналитичности; собранности; упорства в достижении цели; настойчивости.
В ходе тренировок, например, ученик самостоятельно может проверить реакцию пульса на физическую нагрузку методом сопоставления частоты сердечных сокращений в покое и после нагрузки, т.е. определить процент учащения пульса. Частоту сердечных сокращений в покое принимают за 100%, разницу в частоте до и после нагрузки – за Х. Например, пульс до нагрузки за 10 с был равен 12 ударам (100%), а после выполнения нагрузки за 10 с на первой минуте восстановления – 20 ударам. Сопоставляется пропорция и рассчитывается процент учащения пульса Х по формуле:
Расчет показывает, что пульс после нагрузки участился на 67%.
О приспособлении организма к нагрузкам судят по реакции восстановления пульса за 3 минуты. Для этого рассчитывают коэффициент восстановления пульса (КВП) по формуле:
Если КВП менее 30%, то это свидетельствует о хорошей реакции восстановления организма после нагрузки, о хорошем приспособлении к ней.
Самоконтроль дополняет врачебный контроль, но не заменяет его. При неблагоприятных изменениях показателей самоконтроля необходимо обратиться за советом к врачу.
Врачебный контроль помогает предотвратить травмы на занятиях. Врач и учитель определяют, как влияют занятия каратэ на здоровье занимающихся, и применяют наиболее эффективные методы для укрепления здоровья.
Под особым контролем врача должны находиться ученики, перенесшие заболевания или травму. Ученики, перенесшие заболевание и недостаточно окрепшие после него, быстро утомляются, у них нарушается координация движений, а это может привести к травме.
>>>