УРОВНИ МАСТЕРСТВА В КАРАТЭ. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ЭКЗАМЕНОВ

Главная > Карате

 В ходе учебного процесса отобранные ученики школ каратэ проходят разные уровни подготовки, первым из которых является уровень «гё». Это тренировочный уровень, позволяющий ученику войти в додзё – тренировочный зал. Ученик находится на стадии незнания предмета, с которым имеет дело.
   На уровне гё ученик привыкает к покорности, скромности и подчинению воле учителя. Он готовится принять вещи такими, какими они представлены его учителем. Отсутствие этого качества является демонстрацией гордости и эгоизма, двух элементов «душевной запятнанности», замедляющих обучение и ведущих к интеллектуальному конфликту между учеником и учителем. Учитель не делает явных попыток убедить или разубедить ученика, а хладнокровно продолжает свои собственные занятия и контролирует занятия других. Настоящий ученик не оставляет тренировок; он следит за своим учителем. Учитель редко говорит, он показывает.
   Для новичка тренировки – болезненный процесс с испытаниями и ошибками, работа практически без объяснений в сложной путанице технических трудностей. От него требуются огромная воля и настойчивость, чтобы сотни раз повторять базовые движения. Постепенно новичок учится отбрасывать все несущественное, концентрируя внимание на главном.
   Показ, пример и интуиция связывают учителя и ученика, и формируют их отношения. Ученик переживает потерю самовыражения, так как обязан покорно копировать то, что демонстрирует учитель. Все его внимание занято механическим копированием того, что он видит, от которого он находится в полной зависимости и которое повторяется до бесконечности. Ученик выполняет все действия учителя, не зная, зачем он это делает.
   После уровня гё ученик переходит на так называемый сюгё, или «строгий, аскетический тренировочный» уровень.
   Напряженные, непрерывные тренировки – это метод обучения уровня сюгё, на этом уровне ученик осознает на практике, что дисциплина – это путь к ДО. Сюгё – процесс «поиска пути из затруднительного положения», процесс, который лежит больше в сфере духовной, чем в физической. Учитель намеренно ставит ученика перед техническими проблемами, которые тот должен решить с помощью собственных действий, так как другого выхода нет. Используя интуицию, ученик может ускорить их решение, копируя у мастера его технику. На этом уровне развития ученик должен абсолютно доверять и беспрекословно подчиняться учителю и как можно больше использовать духовную энергию. В сюгё, как и в гё, повторение – суть тренировочного метода. Его учат как правильно наносить и блокировать удары, работать руками, ногами, стоять, дышать. Приобретенная им техника является правильной не потому, что так сказал учитель, а, скорее, потому, что она подчиняется определенному универсальному порядку правильности – реальности, поскольку применяется к конкретной дисциплине.

 
   Освоив определенные базовые движения ученик вступает на уровень развития дзюцу, или уровень искусства. Он уже осознает, что ему не хватает технического мастерства, продолжает испытывать зависимость от механических движений и видит свои недочеты, хотя они становятся менее явными по мере того, как растет мастерство. Технические навыки становятся для него естественным самовыражением. Уровень духовного развития ученика на этом уровне становится сравнимым с уровнем духовного развития учителя. Начинается настоящая работа по формированию личности. Ученик осознает, что в конечном счете каратэ не представляет собой ничего особенного. Данный процесс требует возвращения ученика к первоначальному состоянию естественной бессознательности, но эта бессознательность – результат глубоких знаний.
   Для определения уровня подготовки учеников в каратэ существует система поясов. Каждый достигнутый уровень обозначается цветом пояса, и должен точно соответствовать индивидуальному мастерству, включая ранее достигнутые уровни. При этом в разных школах разная система цветных поясов.
   Конечно же, основное назначение пояса – держать полы куртки, чтобы они не распахивались. Но в японских традициях судебных и религиозных церемоний всегда требовалось использование разноцветных лент для различия положения официальных лиц. Первым же использование поясов по рангам в боевых искусствах ввел в 1882 году мастер дзюдо Дзигоро Кано. Позже мастера каратэ скопировали эту систему рангов. Сегодня пояс – это основной фактор идентификации достигнутого и показатель того, как много каратист должен еще учиться. Система поясов является постоянным процессом самосовершенствования в виде учебы от первого ученического разряда до высшего мастерского звания и дальше.
   Не просто объяснить обозначение разных цветов поясов. Многие желтый пояс, например, представляют восходящим солнцем, а оранжевый – заходящим. Восход солнца в душе ученика означал духовный рассвет, подготовленный предшествующими этапами тренировок и духовного воспитания. Голубой цвет указывает на небо, которое служит символом духовной устремленности. Зеленый цвет пояса символизировал расцвет творческих сил, знаменовавших обилие листвы на древе познания. Коричневый цвет ассоциировался со зрелостью плодов обучения. Черный же цвет рассматривался как символ мудрости, обретаемой на пути воинского искусства.
   Связывают цвет поясов и с буддийскими церемониями, где они указывают на положение и статус. Главное же в том, что более светлые пояса обозначают более низкий ранг, а пояса более темные – более высокий ранг. Например, белый пояс новичка означает чистый холст. Он символизирует дух начала. Надевая белый пояс вы открываете свой ум познанию. В дзэн это называется «идти с пустой чашей». Выражение возникло из широко известной притчи. Университетский профессор посетил старого мастера дзэн Нан Ина. Сидя за столом профессор больше говорил, чем слушал. Тогда Нан Ин стал наливать чай в уже полную чашку гостя; чай разлился по столу.
   – Что вы делаете! – воскликнул профессор.
   – Подобно этой чашке, вы полны собственными идеями, – ответил мастер. – Как же я могу учить вас? Сперва опорожните вашу чашку.
   Так, опорожняя свою чашу, мы освобождаемся от предубеждений, которые не дают нам познавать новое. Пейте и держите чашу пустой. Если вам покажется, что уже все знаете, – вы сбились с Пути.
   Символика цветов в системе поясов была сориентирована на универсальные духовные ценности и смогла отразить представления о цикле созревания мастера каратэ. На внешнем образном плане оно соотносилось с циклом живой природы, а на внутреннем духовном плане – с циклом духовной эволюции, со ступенями самопознания на Пути каратэ. И, соответственно, со степенями воинского духовного «просвещения», которое делало мастера каратэ «мастером жизни».
   Закономерные этапы роста мастерства и духовного развития должны были иметь соответствие в конкретном содержании обучения каратэ. Это был тот первичный уровень подготовки, который определял собственные цели каратэ как боевой системы, вида самозащиты и школы выживания в экстремальных условиях. Предметом обучения здесь были технические нормативы школы каратэ, которые формировались в процессе становления стиля и по традиции передавались от учителя к ученику. Постепенно сложилась стройная система, в котрой объем технических требований распределяется на 10 ученических поясов и 3 мастерских. За их пределами квалификация мастера определялась значимостью его вклада в развитие школы.
   В настоящее время все существующие стили каратэ располагают квалификационными нормативами, которые соответствуют реальным ступеням познания каратэ. Его освоение обеспечено методиками обучения, позволяющими целенаправленно и планомерно воспитывать мастера каратэ и полноценно передавать традиции школ. Иерархия в каратэ разделяет занимающихся на две основные категории, первая включает тех, кто имеет ученическую степень кю, а вторая – тех, кто имеет степень мастера дан. Имеющие дан именуются ю-данся (удостоившийся ранга), а не имеющие дана именуются му-данся (не имеющие ранга).
 

 
   Ранги в каратэ заслуживают упорным трудом. Регулярная аттестация учеников предполагает оценку личности в целом – ее состояние физическое, умственное, духовное, т. е. во внимание принимается все, что возможно оценить. Аттестация в каратэ – индивидуальный экзамен, когда вас ни с кем не сравнивают. Только вы сами можете обеспечить себе успех усиленными тренировками или стать причиной своего провала, тренируясь без должной самоотдачи.
   Цель аттестации – мотивация и поощрение.
   Ученические и мастерские степени разделяются соответственно на разряды с 10-го по 1-й кю для учеников, и с 1-го по 10-й дан для мастеров. Кю присваиваются в убывающем, а даны в возрастающем порядке. То есть десятый кю – низший, а первый – высший ранг. Первый дан – низший, а десятый – высший дан. Начиная с 8 кю к экзаменам добавляют ката. Градация по цвету пояса в сётокан каратэ.
   Ученические степени:
   9 кю – белый, 8 кю – желтый, 7 кю – красный, 6 кю – зеленый, 5 кю – темно-зеленый, 4 кю – синий, 3 кю – темно-синий, 2 кю – коричневый, 1 кю – темно-коричневый.
   Мастерские степени:
   1-й дан – черный пояс, 2-й дан – черный пояс с 1-й золотой полоской, 3-й дан – черный с 2-мя золотыми полосками, 4-й дан – черный с 3-мя золотыми полосками, 5-й дан – черный именной, 6-й дан – черный именной с 1-й золотой полоской, 7-й дан – черный именной с 2-мя золотыми полосками, 8-й дан – черный именной с 3-мя золотыми полосками, 9-й дан – черный именной с пурпурной полоской, 10-й дан – пурпурный.
   Методические рекомендации и правила проведения экзаменов в различных стилях каратэ могут существенно отличаться друг от друга. Разная продолжительность пребывания ученика на одной и той же ступени перед переходом на следующую. Принято считать, что между аттестациями на кю должно пройти не менее 3-х месяцев. Между аттестациями на 1 кю и 1-й дан – не менее одного года. Реально путь от белого пояса до черного занимает у различных людей различное время, как правило не менее 5-6 лет. В современном спортивном каратэ эти сроки некоторыми стилевыми учебными программами значительно сокращены.

 

 
   Программа квалификационного экзамена, как правило, состоит из нескольких частей: теория, кихон (демонстрация базовой техники), кумитэ (условный бой партнеров), ката (формальные движения), тамэсивари (разбивание твердых предметов). Каждая часть экзамена оценивается по пятибалльной шкале с учетом указанных ошибок. Экзамен считается сданным при суммарной оценке более десяти баллов.
   Экзамены (аттестации) проводятся 2-3 раза в год, и длятся от одного до трех дней.
   К экзаменам допускаются соискатели, предварительно выполнившие квалификационные требования. Не допускается сдача на последующий кю или дан без наличия предыдущего. Экзаменуемый и экзаменующий должны прибыть на экзамен в чистом кимоно, с поясом соответствующего уровню его квалификации цвета. На пояс обязательно нашивается отличительный знак на котором изображена эмблема федерации, иероглифическое ее обозначение.
   Для приема экзаменов готовится аттестационная ведомость следующего образца:
 

 
   Аттестация обычно проводится главным инструктором школы, с группой учеников с высоким уровнем мастерства, имеющих квалификацию не менее чем на две ступени выше экзаменуемого.
   Несмотря на внешнюю простоту экзаменационной программы, опыт проведения аттестаций показывает, что сдать по ней экзамен без качественного освоения определенного уровня мастерства, соответствующего данному поясу, нелегко. Мастерство определяется не сложностью выполняемой техники, а качеством ее исполнения.
   Перед экзаменом ученик должен настроить себя на максимальную отдачу всех сил и знаний, мобилизовать скрытые резервы организма. В ходе экзамена следует быть очень внимательным, своевременно реагировать на все команды, подаваемые экзаменационной комиссией. Комиссия оценивает не только теоретический и технический уровень претендента, но и его реакцию, внимание и сосредоточенность в течение всего экзамена.
   Выполнение техники должно максимально точно соответствовать канонам и в то же время быть достаточно мощным. Искусство боя подразумевает постоянную готовность к отражению новой атаки сразу же после отражения предыдущей (дзансин). Состояние дзансин должно сохраняться некоторое время после окончания выполнения любой техники. Отсутствие этого состояния или демонстрация только внешней формы без внутреннего содержания, не позволит оценить демонстрируемую технику по высшему баллу, даже если она выполнена безукоризненно. В случае возникновения ошибок при демонстрации техники, каких-либо сбоев не нужно останавливаться, а продолжить выполнение техники, доведя ее до логического завершения. Оценка будет снижена в любом случае, но не так сильно.
   В ходе экзамена некоторые виды упражнений выполняются с партнером. Отношение к своему партнеру также учитывается при выставлении итоговой оценки. Причем, это правило едино и в отношении партнера демонстрирующего технику, так и того, кто помогает ему в этом.
   При выполнении любой техники следует следить за мимикой лица. Точнее – за полным отсутствием мимики. Овладение техникой контроля мимики лица во время выполнения техники и проведения поединка является первой ступенью к управлению сознанием.
   Ученик, сдавший экзамен, не уходит до заключительного построения, демонстрируя уважение к экзаменаторам и каратэ до. На заключительном построении председатель экзаменационной комиссии объявляет результаты.
   Церемония вручения поясов в разных школах проводится по-своему, но основные традиции сохраняются. После того как учитель (инструктор) выходит перед строем, все садятся в положение «сэйдза» и совершают поклон (рэй). Затем, поочередно, каждый получает свой диплом. В некоторых додзё после получения поясов ученики поворачиваются спиной, перевязывают старые пояса на новые, поворачиваются обратно, садятся в «сэйдза» и совершают поклон.
   По итогам аттестации выдаются сертификаты (инка) или делаются отметки в зачетной книжке (будо паспорт). На сертификат или в будо паспорт ставятся печати региональной организации каратэ и руководителя стиля. Их подписывают руководитель и члены комиссии.