Цели медитации
Систематизируя положительное влияние упражнений в медитации на человека, можно выделить следующие основные аспекты:
1) увеличение глубины восприятия действительности и отдельных явлений, развитие аналитических возможностей, облегчение переходов от дедуктивного мышления к индуктивному и наоборот;
2) выработка чувства глубинного спокойствия, восстановление нарушенной психики, приобретение повышенных способностей к управлению нервно-психической деятельностью;
3) улучшение памяти;
4) общее оздоровление организма, повышение выносливости организма;
5) проявление экстрасенсорных способностей, «сверхъестественных» возможностей.
Помимо этих частных эффектов, систематические медитации вызывают и то, что принято называть системным эффектом. Он проявляется прежде всего в изменениях генеральной линии поведения человека. Его поступки становятся все более и более осмысленными, в мотивации той или иной деятельности начинают проявляться высшие ценности – доброта по отношению к окружающим, способность к бескорыстным делам.
Главная задача медитации в каратэ до – это выработка рефлекса отрешения от всего «мирского» и личного. Цель медитации – помочь человеку осознать то, что даже в случае поражения пострадает только тело, а «дух», то есть моральная основа жизни, все равно должен остаться непобежденным. Существует даже высказывание о том, что настоящего воина убить можно, победить – никогда. Целями медитации также являются: научить изучающего каратэ до практически рефлекторному хладнокровию и спокойствию, автоматически усиливающемуся перед схваткой с противником; сообщить ученику определенную сумму знаний и привить необходимые морально-этические качества, поскольку формулы медитации очень часто содержат цитаты из работ древних философов, их оценки определенных социальных явлений и т. д.; утвердить у практикующегося философский взгляд на жизнь, характерный для представителей восточных культур.
Тренер-педагог, применяющий медитативную методику на тренировках должен быть не только теоретиком, но обязательно и практиком медитации, так как во время обучения наряду с передачей знаний о методе и его обоснованием необходимы совместные практические занятия, которые могут иметь место и в дальнейшем, особенно в предсоревновательном и соревновательных микроциклах. Однако тренер должен помнить о том, что медитация это такая сфера, в которой не может иметь место принуждение.
Прежде чем приступать к практическим занятиям медитации, преподаватель должен ознакомить ученика с теоретическими положениями. Необходимо вкратце сообщить историю вопроса, философские, теоретические и психофизиологические аспекты.
Самое главное требование – четко знать, для чего вам нужны медитативные упражнения. При осознанной практике эффект от них возрастает во много раз.
>>>