ШКОЛЫ КАРАТЭ (РЮ)

Главная > Карате

Термин рю переводится как «школа» или «стиль». Например, когда мы говорим о стиле Вадо рю, мы подразумеваем каратэ стиля Вадо.
   Школы боевых искусств (будзюцу рю) представляли собой школы, в которых общепризнанный мастер обучал своих учеников стратегии использования определенного вида оружия, в определенном стиле и в соответствии с определенной концепцией. Каждая школа идентифицировалась по фамилии ее основателя (сокэ) или родоначальника определенного боевого стиля, преподаваемого в этой школе; по названию клана, под эгидой которого рю получило официальное признание. При этом школы подразделялись на несколько видов:

1) школы, в которых обучение проводили сами основатели боевого стиля или их собственные ученики под прямым наблюдением наставника; 

2) школы, которыми руководили инструкторы и учителя, обучавшиеся у других мастеров данного стиля;

3) наследственные рю – школы, которые действовали под управлением одной семьи учителей, где передача накопленного опыта в области будзюцу происходила напрямую, от отца к сыну, на протяжении многих поколений;

4) общественные школы имели разрешение властей проводить обучение в определенном месте и получали гарантированный доход либо в виде продукции с закрепленного за ними участка земли, либо в виде содержания, выплачиваемого рисом;

5) частные школы действовали без официального разрешения и не получали содержания, поскольку игнорировались властями.

 
   Каждый военный клан феодальной Японии имел собственные центры специализированной боевой подготовки. Особняки, принадлежащие букё, всегда имели на своей территории площади, специально отведенные для практических занятий различными специализациями будзюцу. Даже самый скромный военный клан содержал отдельного учителя по каждой боевой специализации, который получал в свое распоряжение тренировочный зал. Ученики обычно подразделялись на две категории. К первой из них относились те ученики, которые не только были преисполнены решимости достигнуть высшей степени мастерства, но и сами собирались стать профессиональными учителями. Им разрешалось жить в помещениях самой школы, где они постоянно тренировались и помогали вести хозяйство. Ученики из второй группы просто посещали занятия, а затем возвращались в свои дома.
   Характерной особенностью обучения в боевых рю была атмосфера секретности, доминировавшая почти в каждой школе. Обязательным предварительным условием принятия в школу была клятва хранить тайну, которую давал каждый ученик, отдавая себя на попечение учителя. Слова хидэн («тайные традиции», окуги («тайные искусства», хидзуцу («внутренние тайны») всегда в Японии были на слуху.