Перемещения в стойках
Выполнение технических действий в перемещениях закладывает фундамент их применения в бою. Основная задача здесь – освоение техники самих перемещений, постепенное совершенствование их формы, а следовательно, развитие чувства равновесия, скорости и т.д. Далее перемещения должны быть совмещены с выполнением технических действий, что требует двигательной координации, ориентации в пространстве и способствует большей эффективности самих приемов.
Соединение перемещений с техническими действиями рук и ног имеет свои законы. Так, завершение ударов и блоков руками проводится уже после перемещения в устойчивой позиции. При выполнении ударов ногами, в связи с тем, что удар наносится в момент перемещения, выделяются основные фазы (не считая исходного положения в стойке): а) вынос бедра на подготовленной ноге; б) в процессе движения удар с подготовленной ноги для входа в стойку (т. е. совмещение удара и возврат в положение динамического равновесия); в) вход в стойку. Возврат ноги в положение динамического равновесия перед входом в стойку (где бедро согнутой ноги расположено в вертикальной плоскости) является стандартным для всех ударов ногами, выполняемых с перемещением вперед.
Передвижения в кумите происходят в основном приставными шагами. При передвижении вперед каратист переносит вес тела на сзади стоящую ногу, освобождая при этом переднюю, и производит толчок задней ногой. Передняя нога делает шаг вперед на заданное расстояние. Задняя нога подтягивается к передней и каратист занимает положение, аналогичное исходному. Вес тела распределяется равномерно на обе ноги.
Движение назад подобно движению вперед, только шаг назад делает задняя нога. Техника выполнения шага назад такая же, как и шага вперед.
Основой для освоения в дальнейшем наступательной техники служат перемещения в дзэнкуцу-дати на 3 шага с ударами. Это могут быть одиночные удары руками (на каждый шаг), например, гяку-цуки или однотипные удары ногами, прежде всего маэ-, маваси-, и еко-гэри. Такие перемещения осваиваются поэтапно в разных темповых режимах.
Отдельное место в тренировке могут занять перемещения на 3 шага вперед с ударами, а назад с блоками и с контратакующим действием на последний шаг. Это подготовительное упражнение для условного спарринга на 3 шага (самбон-кумитэ) – важного начального этапа тренировки с партнером.
Особого внимания требует техника перемещений и поворотов в киба-дати. Она связана с освоением таких видов техники, как дзюн-цуки или тэтцуи-еко-ути. Среди перемещений в других стойках можно отметить перемещения в кокуцу-дати, в частности, с круговым блоком сюто-маваси-укэ.
Немаловажное значение при перемещениях имеет умение правильно выбрать дистанцию. С одной стороны, необходимо сокращать ее для более удобной атаки, а с другой – быть на удалении от противника, для того, чтобы обезопасить себя от его атаки. Поэтому, совершенствуя технику перемещения, необходимо отрабатывать различные маневры, цель которых – создание удобных позиций для атаки или защиты с последующей контратакой.
В ходе занятий постоянно следует размышлять, анализировать, стараясь представить себе, когда и как применяется данный прием, как уклониться от такого-то приема, каким приемом ответить в данной ситуации.
Каратэ в своем арсенале имеет немало оригинальных комплексов двигательных упражнений, каждый из которых содержит многовековой творческий опыт. И необходимо овладевать каждым движением, приемом так, чтобы он вбирал в себя множество других, овладевать каждым ударом так, чтобы им можно было парировать сотни других.
Таким образом, прочное освоение перемещений в различных стойках с выполнением базовой техники позволяет далее переходить к изучению обширного арсенала комбинационной техники.
>>>