Медитация
Медитация - состояние, противоположное концентрации. Медитация – это процесс и метод самовоздействия на сознательный, подсознательный и бессознательный уровни управления организмом с целью совершенствования свойств личности, включая ее направленность, способности, характер и темперамент.
Медитация - это средство освобождения от цепляния за свое эмоциональное состояние. Когда нам что-нибудь приходит в голову, мы покорно следуем за этой мыслью. А медитация – это процесс, во время которого мы видим свои мысли, эмоции, страсти со стороны, следим за ними, как за облаками на небе. И постепенно в этом процессе вы обнаруживаете свое основное Я, которое не зависит от его преходящих состояний. Человек приходит в сознание. Самое же большое чудо, которое происходит в ходе медитации, – это освобождение нашего сознания.
Тогда вы можете смотреть на явления, происходящие с вами и вокруг вас, без предвзятости и предубеждения, не имея ни оценки, ни заранее определенного мнения на их счет. Вы принимаете человека или ситуацию, в которой оказываетесь, просто как некую данность. При этом вы не преследуете каких-либо эгоистических целей. У вас нет ни малейшего желания извлечь какую-либо выгоду для себя. Это и есть истинное разрешение той или иной ситуации. Это и является результатом медитативной практики.
Медитация сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов. Во время медитации ум рассредоточивается, раскидывается вширь, а мысли либо отсутствуют вовсе, либо блуждают с предмета на предмет, ни на чем конкретно не останавливаясь, ни к чему не привязываясь. Это состояние созерцания и прострации, когда в уме сохраняется некоторая функция внимания. В данном состоянии мы способны объять несколько или множество вещей одновременно и увидеть внутреннюю связь между ними, порядок их взаимодействия.
Основное препятствие на пути освобождения и очищения сознания – я сам. Наши привычки и рефлексы, которые сложились в течение всей жизни. Мы живем в созданной нами же среде наших привычек. Если вы действительно хотите достичь духовного освобождения, вам нужно докопаться до самых истоков этих привычек. Вам нужно объявить себе войну и запастись решимостью заглянуть в самую суть проблем. То, чего люди делать избегают.
Медитация составляет неотъемлемую часть каратэ. Под ее влиянием возрастает способность целенаправленности. Медитационные упражнения в каратэ требуют от занимающихся пребывания в неподвижной позе, исключающей как напряженность, так и, разумеется, всякую несобранность, вялость. В основе этих упражнений лежит управление вниманием.
В каратэ подразделяют два типа медитационных упражнений:
1) сосредоточение, предусматривающее прекращение на определенный период времени обработки всей поступающей в сознание информации, за исключением заранее выбранной, на которой и концентрируется все внимание;
2) расслабление, когда сознание медитирующего лишено поддержки в виде подсчета дыхания, изображения и т. д. В данном случае следует прибегнуть к ассоциативным образам – быстрое падение с высоты, путешествие по знакомому маршруту, воображение себя в виде неодушевленного предмета.
При медитации сосредоточения в одном случае занимающийся пристально рассматривает какой-нибудь предмет, в другом – закрывает глаза, и раз за разом повторяет определенные звуки, в третьем – бывает полностью поглощен наблюдением за собственным дыханием, в четвертом – прислушивается к шуму извне, в пятом – пытается найти ответ на сложный вопрос и т. д. Во всех этих случаях внимание на протяжении сеанса медитации бывает направлено на единственный, не меняющийся источник стимуляции (предмет, звук, процесс). Медитация сосредоточения применяется непосредственно перед началом занятий каратэ и является условным порогом между повседневной жизнью и тренировкой. Она помогает отделить ученика от повседневных проблем и забот, войти в состояние «здесь и сейчас», слиться и настроиться на стихию (земли, воды, огня и т. д.), а также полностью сосредоточиться на предстоящей тренировке (выполняется от 5 до 15 минут).
Медитация в процессе тренировки позволяет развить определенные физические, энергетические, ментальные и духовные качества, способствует оздоровлению организма и пробуждает скрытые возможности человека.
Медитация расслабления применяется в конце занятия каратэ.
При интенсивных и длительных тренировках оправданы промежуточные медитации в целях психоэнергетического восстановления.
Медитативные практики, сопутствующие тренировкам в зале или на природе, могут включать различные ритуально-символические действия, способствующие необходимому духовному настрою. Плодотворно совмещение статических и мягких динамических форм. Так, в «дадзэне» можно осуществлять внутреннюю работу с универсальным символом пирамиды, а также выполнять произвольные по направлению и амплитуде качания туловищем. Аналогичную работу можно производить и при медитировании стоя, например, в «мусуби-дати». Подобные способы ритуально-символической медитации целесообразно совмещать с биоэнергетическими упражнениями.
В арсенале медитативных форм, приемов и техник есть и медитации в движении. К ним относятся КИНХИН - медитация в процессе медленной ходьбы по кругу и медитация на бегу с ритмизированными выкриками («эй-сё, тэн-сё»).
Большие возможности заложены в звуковых мантрических медитациях, способствующих единению группы учеников за счет согласования вибраций. Их уместно использовать, в частности, на ночных тренировках в сеансах «дзадзэн», когда легче сосредоточиться на слуховом контроле и внутренних ощущениях. Звуковые медитации помогают выявить собственный «голос» и присоединить его к общему «хору».
Возможны и медитации на темы, выходящие за пределы содержания тренировки, которые связаны с общим духовным очищением, восстановлением психоэнергетического баланса и процессом самопознания.
Природа каратэ обуславливает и более специфические медитативные упражнения и приемы. Так, для «побуждения боевого духа» можно использовать спонтанные резкие переходы из состояния полного покоя и отрешенности в состояние предельной концентрации и боеготовности. Например, из медитативного положения в «мусуби-дати» с закрытыми глазами можно неожиданно переходить в боевую стойку «киай» Ощущение присутствия «боевого духа» можно укреплять и посредством медитативной практики тамэсивари (после разминки ударных поверхностей).
Оба типа медитативной практики (концентрация и медитация) используются по назначению в традиционной системе обучения каратэ, на определенных этапах и для решения определенных задач.
Состояние медитации – это прежде всего состояние углубленной сосредоточенности психики и ума, которое вызывается и происходит в определенной последовательности психофизических актов, складывающихся в целостный и непрерывный процесс. Первичным этапом во всех вариантах практики является достижение медитирующим состояния расслабленности, пониженной чувствительности к внешним объектам, отрешенности от них, а также – от других, второстепенных внутренних переживаний. Это – общее свойство, присущее всем религиозным, религиозно-философским, психотерапевтическим и другим медитативным практикам. Умение же отрешиться от всего постороннего, реализуемое разными людьми в различной степени, прямо связано со степенью сосредоточенности, и оно является условием, без которого состояние транса остается не достижимым. Другим общим свойством во всех типах практики выступает также заключительный этап медитации – озарение, просветление, прозрение. Это результат медитации и одновременно – контроль ее правильности.
В таком широком понимании медитация с древнейших времен рассматривалась на Востоке как средство самовыражения человека, позволяющее вместе с тем реализовать скрытые возможности человеческого «я».
На определенном этапе духовной практики человек оказывается больше не поглощен самим собой. В нашем уме исчезает понятие Я. Исчезает привязанность к Я. Вместо этого целью становится работа, деятельность во благо другим. И с того момента, когда вы преодолеваете привязанность к своему Я, процесс вашего духовного развития уже нельзя остановить. В более узком контексте под медитацией понимаются специальные упражнения, предназначенные для расширения умственно-психологических способностей человека, их развития в том или ином направлении.
>>>