КОБУДО. ТРЕНИРОВОЧНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
В средние века жители Окинавы, лишенные возможности иметь какое-либо оружие, для борьбы с самураями стали использовать предметы и инструменты повседневного назначения (в основном сельскохозяйственные). Причем орудия труда стали применяться в качестве оружия значительно раньше, чем техника «пустой руки».
Искусство Окинавы применять оружие известно сейчас под названием кобудо. Многие стили каратэ практикуют его как дополнение к обычным занятиям, так как тренировки с оружием развивают физическую силу и корректируют координацию.
Кобудо – древнее искусство боя с оружием (ко – древние, бу – боевые, до – методы, путь). Эффективность кобудо определяется тем, что развивался он в условиях борьбы невооруженного человека с самураем, который в среднем делал мечом три-четыре движения за одну секунду.
В кобудо используется пять основных предметов – бо, сай, нунчаку, кама, тонфа.
Бо – шест (посох). Вырезался он из твердых пород дерева (дуб, бук, граб) или использовался просто бамбук. Бо – один из наиболее популярных видов оружия окинавского кобудо. Благодаря дальности действия и поразительной силе ударов он считался почти непобедимым оружием. Шест всегда занимал почетное место в списке классических видов оружия. Длина бо варьировалась в зависимости от школы каратэ и колебалась от 160 до 282 см. Толщина подбиралась по вкусу и по физическим возможностям исполнителя. Техника владения бо практиковалась и в стенах крупных монастырей и в школах самураев (бо-дзюцу). Использовали монахи и железный посох (тэцубо). Ученики обучались не только ударам и блокам, но и всевозможным прыжкам с шестом, падениям и переворотам в воздухе. Посохи носили слуги государственных чиновников, странствующие монахи, привратники в домах и тюремные надзиратели. До сегодняшнего дня посох не снят с вооружения японской полиции.
Овладение техникой бо требует, чтобы ученик посвятил много времени изучению основных хватов, отработке позиций, перемещений, технике нанесения ударов, блокированию и обезоруживанию противника. Эффективность бо в руках мастера поразительна. Шест выписывает в воздухе замысловатые фигуры, скользя по вертикали, по горизонтали, по окружности вокруг тела. Удары наносятся с предельной точностью и концентрацией. Бо дает своему владельцу большое преимущество над противником с более коротким оружием. При использовании в ближнем бою позволяет выполнять разнообразные техники блокирования и парирования.
Из всех боевых видов искусств с оружием, искусство бо самое развитое и изученное. Существуют сотни ката с бо.
Не менее древнюю историю, чем шест или посох, имеет и короткая палка – дзё или ханбо (половина бо). Школы дзё-дзюцу (искусство дубины) были широко распространены. Это было превосходное оружие для боя в ограниченном пространстве. Их часто носили с собой охранники окинавского королевского двора. С ее помощью можно было наносить мощные удары, ставить блоки.
Сай – металлический трезубец у которого сужены оба конца, а оба его зубца направлены в одну сторону, к заостренному концу центральной части. С одного конца древко сай всегда было тупым и коротким, и им наносили противнику удары дзуки.
Сай является прежде всего защитным оружием и эффективен против противника, вооруженного мечом, шестом или палкой. Длина сай составляет 35-50 см. Его можно было носить длинным острым концом вдоль предплечья, а тупой конец выдвинув из ладони. Незаметным движением запястья рыбак мог перевернуть острый конец к противнику, захватить и выдернуть из его рук меч, а потом заколоть или ударить древком.
Нунчаку – малый цеп для вымолота риса (иероглиф «нун» можно перевести как идентичный или двойной, «чаку» – секция). Конструкция нунчаку очень проста. Две палки из твердой древесины (буг, граб, железное дерево) высверливаются с торца таким образом, чтобы их можно было соединить двойным шнуром из шелковых нитей, тонкой цепью или конским волосом. Палки могут быть круглыми, четырех– и восьмигранными. Длина палок обычно не превышает локтя, а длина шнура между ними – ладони.
Освоение нунчаку считалось обязательным для мастеров тэ и требовало нескольких лет занятий. Количество приемов с нунчаку, систематизированных в ката, очень велико. Основной принцип манипуляций с нунчаку – вращение по траектории «восьмерки» в разных плоскостях, иногда с перехватом из-под мышки или из руки в руку. При этом вокруг человека как бы создается защитное поле.
Нунчаку – многопрофильное оружие. С их помощью можно наносить сокрушительные удары, проводить удушение, тычки по болевым точкам, эффективные блоки против меча. В ближнем бою им можно воспользоваться как удавкой для удушения противника.
Идентичен нунчаку сан-сэцу-кон – трехчастный цеп.
Кама – крестьянский серп, имеющий небольшое лезвие формы клюва, заточенное с внутренней стороны на средней длине деревянной ручки. Его лезвие, острое как бритва, используется скорее для рубящих ударов, чем для тычков или уколов. Кама, как правило, используется парами, и часто выполняются движения, напоминающие вращение пропеллера.
Освоить технику работы с кама на достаточно высоком уровне очень трудно и по этой причине она становится постепенно умирающей.
Тонфа (или тунфа) – рычаги для вращения мельничных жерновов. Представляет собой круглую или четырехгранную палку из твердой древесины длиной около 50 см с перпендикулярной рукоятью на расстоянии 15 см с одного конца. В исходном положении рукоять зажималась в кулак, а сама палка располагалась как протектор по всей длине предплечья, длинным концом к локтю. При этом спереди деревянный выступ служил как бы продолжением кулака, а сзади – локтя. Учитывая особенности тонфа, приходилось делать упор на ударах предплечьем и локтем. Позволяла тонфа наносить и удары наотмашь – вращением палки вокруг оси-рукоятки и удлинять руку в тычковом ударе, повернув палку на сто восемьдесят градусов, длинным концом вперед.
Во многих странах тонфа используется как полицейская дубинка.
Кроме основных видов оружия, описанных выше, на Окинаве использовали и другие. Но их никто никогда не систематизировал. Более известными из них являются:
Сурутин – веревка или цепь с укрепленными по обоим концам свинцовыми или каменными грузилами. Использовался для нанесения удара по принципу кистеня и для «опутывания» противника – его рук, оружия, ног, головы.
Эку – весло. Применение в кобудо аналогично бо, но техника отличается. Преимущество эку дает широкий плоский конец, используемый для блокирования, парирования рубящих ударов и толчков.
Тинбе – щит, который изготавливался из панциря больших черепах.
Кува – деревянная мотыга.
В арсенале каратэ было много видов и метательного оружия (тонки). Это ножи для метания и метательные стрелки (бо-сюрикэн), метательные пластины (хира-сюриекэн или сякэн). Сякэны («ся» – колесо, «кэн» – меч) – это плоские металлические пластины разнообразной формы.
Мастера кобудо совершенствуют свою технику до сегодняшнего дня. Во всем мире действуют десятки организаций, распространяющих и сохраняющих окинавское кобудо. Проводятся регулярно и соревнования.
>>>