Особенности деятельности преподавателей-тренеров по тхэквондо
Тхеквандо >Особенности деятельности преподавателей-тренеров по тхэквондо
Из книги "Тхэквондо. Теория и методика. Том 1. Спортивное единоборство"
Руководящая роль в процессе обучения принадлежит тренеру-преподавателю. Это проявляется в руководстве обучением (планирование, организация и контроль), руководстве в процессе обучения (управление и оптимизация процесса обучения) и руководстве через обучение (формирование личности обучаемых).
Эффективность процесса обучения зависит во многом от условий его организации. Выделяют две группы условий: социально-педагогические и психолого-дидактические.
К первой группе относят: наличие квалифицированного, творчески работающего преподавателя; наличие сплоченного, дружного коллектива учащихся; наличие материально-технических условий (учебно-методических пособий, технических средств обучения и т. п.); наличие благоприятного психологического климата, хороших отношений между обучаемыми и преподавателями, основанных на взаимном уважении, на любви педагога к детям; соблюдение правил гигиены и режима занятий и отдыха.
Ко второй группе можно отнести: высокий уровень обученности занимающихся, соответствующий данному этапу обучения; наличие достаточного уровня сформированности мотивов учения и будущей профессиональной деятельности, обеспечивающей интерес обучаемых к самостоятельной учебно-познавательной деятельности под руководством преподавателя; соблюдение дидактических принципов и правил организации учебно-воспитательного процесса; применение активных форм и методов обучения.
Деятельность тренера как педагогическая система. Деятельность тренера осуществляется в рамках определенной педагогической системы, в которой выделяют структурные и функциональные компоненты.
Структурные компоненты: цель; содержание (учебная и научная информация как предмет усвоения); средства, методы и формы педагогических воздействий (педагогической коммуникации); объект (преподаватель, тренер) и субъект (учащийся, спортсмен, класс, команда и т. д.) педагогических воздействий.
Функциональные компоненты включают в себя действия, направленные на решение разнообразных задач, возникающих в тренировочном процессе. Выделяют гностический, проектировочный, коммуникативный, организаторский и двигательный компоненты.
Гностический компонент включает действия, направленные на получение и накопление знаний о структурных компонентах системы спортивной тренировки:
- цели спортивной тренировки тхэквондистов на разных этапах спортивного мастерства;
- система знаний в области теории и методики тренировки тхэквондистов;
- средства достижения поставленных целей;
- объекты деятельности (боец, группа в целом), их состояние, развитие;
- все изменения, происходящие с ними, закономерности адаптации организма бойца к тренировочным и соревновательным нагрузкам;
- функции деятельности тренера и способы управления тренировочным процессом.
Гностические функции тренера включают в себя также умение получать новые знания на основе постоянного самообразования, повышения профессионального и культурного уровня, изучения, анализа и обобщения научных фактов и накопленного собственного опыта подготовки тхэквондистов, а также опыта других тренеров. Особенно важным в этом плане представляется умение перестраивать свою деятельность на основе новых знаний.
Проектировочный компонент включает действия, связанные с планированием тренировочного процесса (перспективным, текущим, оперативным) и разработкой тренировочных программ для разного контингента занимающихся.
Преподаватель должен уметь:
- проводить отбор и определять спортивную ориентацию с целью выявления исходного уровня занимающихся для рационального комплектования учебных групп;
- прогнозировать изменения в состоянии объекта педагогических воздействий;
- определять цели тренировочного процесса и промежуточные задачи для разных этапов тренировки;
- определять программно-нормативные основы планов.
Конструктивный компонент. Преподаватель должен уметь:
- отбирать и программировать содержание учебного материала на отдельных тренировочных занятиях;
- разрабатывать учебные задачи по воспитанию, образованию и обучению тхэквондистов;
- проектировать качества, которые необходимо воспитывать у тхэквондистов;
- методически разрабатывать отдельные направления деятельности спортивного коллектива в учебное и вне учебное время;
- программировать деятельность – свою и учащихся – на учебных занятиях и в процессе проведения воспитательных мероприятий;
- формировать у тхэквондистов систему специальных умений и навыков, разносторонней физической и психологической подготовки.
Коммуникативный компонент включает действия, связанные с установлением взаимоотношений:
- со спортивным коллективом, в коллективе, с каждым членом коллектива;
- с администрацией спортивной школы, родителями, спонсорами;
- с другими спортивными коллективами и организациями.
Коммуникативные умения выражают стремление тренера быть требовательным, но справедливым, учитывать психологию личности тхэквондиста, формировать у воспитанников устойчивый интерес и мотивацию к систематическим занятиям спортом и достижению высоких спортивных результатов.
Организаторский компонент. Преподаватель должен уметь:
- организовать деятельность спортивного коллектива с участием в ней каждого спортсмена для успешного решения поставленных целей и достижения необходимого результата;
- создавать и развивать в коллективе традиции;
- формировать у учащихся организаторские умения;
- обучать воспитанников руководить командой, обеспечивать взаимодействие в коллективе;
- сочетать в работе учет, контроль, системы наказания и поощрения.
Двигательный компонент. Преподаватель должен:
- квалифицированно владеть техникой физических упражнений избранного и вспомогательных видов спорта;
- владеть приемами страховки и самостраховки;
- рационально выбирать методы, формы проведения занятий, свое место в зале;
- владеть способами организации перемещений учеников в зале, на площадке;
- уметь отремонтировать и изготовить простейший спортивный инвентарь.
Наиболее существенными дидактическими умениями являются следующие (И. П. Соколова, 1979):
1) видеть ошибку;
2) видеть причину ошибки;
3) кратко и доходчиво объяснить упражнение;
4) выбрать место для наблюдения;
5) анализировать технику выполненного упражнения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей;
6) подбирать упражнения с переходом от простых к сложным, от легких к более трудным;
7) определить логическую последовательность упражнения;
8) подобрать имитационные упражнения;
9) выделить основные элементы техники;
10) предвидеть возможные затруднения в овладении техникой движения;
11) подобрать систему разнообразных упражнений для развития специальных физических качеств.
Менее существенными являются умения:
1) заставить выполнить задание;
2) образно сравнить изучаемое упражнение;
3) создать ассоциации с имеющимся двигательным опытом;
4) оказать практическую помощь ученику (вовремя подтолкнуть, поддержать, наклонить и т. д.);
5) выполнить правильно упражнение;
6) разделить упражнения на составные элементы;
7) показать упражнение в целом с различной скоростью и акцентом на узловые части и элементы;
8) показать упражнение по частям и элементам.
Деятельность педагога во многом определяется уровнем подготовленности занимающихся, с которыми он работает, и характером учебного процесса.
В работе с новичками и со спортсменами массовых разрядов важны практически все приведенные выше умения, степень выраженности которых характеризует мастерство тренера. При работе со спортсменами высокой квалификации возрастает значимость таких умений, как кратко и доходчиво объяснять, создавать ассоциации с уже имеющимся двигательным опытом, видеть причины возникающих ошибок в технике выполнения упражнений.
Выделяют эмпирический и теоретический компоненты профессиональной деятельности. Эмпирический компонент составляют умения и навыки стереотипных (уже имевших место) способов решения типичных задач в определенных ситуациях. Теоретический (творчески преобразующий) компонент составляют умения ориентироваться в неожиданных ситуациях, находить новые решения в необычных, нетипичных, проблемных ситуациях. Уровень профессионального мастерства тренера определяется его умением находить выход из проблемных ситуаций.
Личностные качества и авторитет тренера.
Преподаватель в воспитательном процессе выступает как:
- руководитель коллектива (организатор);
- учитель (теоретик и практик);
- воспитатель (психолог);
- личность, имеющая собственное мировоззрение, моральные принципы, профессиональные качества.
В структуре личности тренера выделяют четыре подструктуры.
Нравственные качества личности педагога, определяющие мотивационную направленность его деятельности:
- устойчивое желание и стремление передавать профессиональный опыт спортивной деятельности;
- увлеченность профессией, самоотверженность в труде, ответственное и творческое отношение к делу, поддержка и корректная критика учеников.
Профессиональные качества тренера:
- знание конкретного вида спорта и владение конкретными спортивными умениями;
- качество преподавания;
- организаторские способности;
- отношение к работе;
- соотношение требовательности, справедливости, принципиальности, объективности;
- способность организовать обучение и отдых;
- умение сохранять и создавать положительные традиции и привычки в коллективе.
Индивидуально-психологические черты личности тренера: уровень интеллекта, мотивация, установка, сила и устойчивость нервных процессов, эрудиция, ум, память, мышление, волевые качества, эмоциональность, жизнерадостность, опыт и интуиция, способность к обобщению уже встречавшихся в практике ситуаций и т. д.
Динамические свойства личности: возраст, пол, темперамент, состояние здоровья, уровень развития физических качеств и т. д.
Доминирующими качествами тренера, работающего с юными спортсменами, являются следующие (А. А. Деркач, А. А. Исаев, 1981):
- умение привить любовь к избранному виду спорта;
- любовь к детям;
- стремление помочь в трудную минуту;
- полная самоотдача любимому делу, способность не жалеть свободное время;
- способность оказать помощь в становлении личности, формировании характера;
- умение осуществлять контроль за поведением учеников во внеучебное время (за успеваемостью и поведением в школе, на улице, в семье);
- способность оказать помощь в решении жизненно важных вопросов.
Выделяют три основные группы факторов, определяющие пути формирования тренерского авторитета: манера общения, манера поведения и специфические профессионально-деловые качества тренера.