Шест — главное оружие чука
Шаолинь-цуань > Шест — главное оружие чука
В былые времена мастера чука, отправляясь в лес в поисках целебных трав, всегда брали с собой кун, который использовали для защиты от диких зверей и переноски мешков с собранными травами, которые они подвешивали на концы шеста.
Когда Чёнь Чен Лень был маленьким мальчиком, он часто наблюдал, как крестьяне, направлявшиеся на деревенский рынок, несли на плечах шесты с подвешенными на концах мешками, наполненными овощами. Более того, односельчане, в стремлении защитить результаты своего тяжелого труда от посягательств грабителей, организовали широко известное в окрестностях Пинанга сообщество, именовавшееся «Артель красного полотенца». Известны факты, когда эта группа людей бесстрашно оборонялась от грабителей с помощью своих шестов.
Высота шеста зависит от роста человека, который его использует, и превышает его рост примерно на восемнадцать дюймов. Мастера искусства чука держат кун обеими руками за один конец. Такой тип использования шеста обозначается как «Одноголовый шест расстояния и способа применения, для нанесения ударов используется толстый конец шеста.
Эффективная работа с шестом обусловлена его конусообразной формой; иными словами, толщина шеста постепенно уменьшается от трех сантиметров на одном конце до двух на другом.
Кун не должен быть слишком длинным. В противном случае возникает опасность недостаточно быстрой реакции на действия противника в ближнем бою. Кроме того, громоздкое оружие утомляет и не может быть использовано с достаточной силой. Особое значение придается тому, чтобы внутренняя сила (цзин) могла быть беспрепятственно передана по шесту в ударную точку. Не. менее важно научиться вовремя и точно передавать силу удара на конец шеста. Однако в наше время многие практики кунг-фу не утруждают себя упражнениями по развитию этих качеств, так как подобные тренировки занимают много времени и предполагают высокую степень концентрации. Отсутствие нужных навыков приводит к тому, что современные мастера не слишком жалуют этооружие. Кроме того, на территории континентального Китая более популярна методика ушу, делающая упор на внешнюю эстетику исполнения (при этом следует признать, что некоторые современные мастера ушу могут применять шест весьма эффективно и мощно). При изготовлении шеста следует учитывать качество древесины. Во время тренировок лучше использовать шест, изготовленный из твердой и тяжелой древесины, ибо тяжелый тренировочный шест развивает силу захвата и удара и улучшает СИЛОвую динамику тела. Для демонстрации и боя лучше применять легкий, прочный и пружинящий шест. В континентальном Китае не возникает проблем с поиском подходящей древесины, но в Малайзии дело обстоит иначе. Поэтому малайзийские практики чука изготавливают шесты из ротанга (вид пальмы) — прим. пер., который, хотя и отличается большей гибкостью, чем шесты китайского производства, может оказаться менее эффективным, чем китайский для исполнении техники «Одноголового куна».
После того, как освоены техники одиночной и парной форм, ученик выбирает следующий вид оружия. Для того чтобы перейти к этому этапу, требуется два-три года предварительной тренировки. В действительности многие практики кунг-фу используют порочные методики даже после многих лет изучения боевого искусства. И, как следствие, их результаты оставляют желать лучшего. Поэтому изучение боевого единоборства с применением холодного оружия не стоит на повестке дня шаолиньского искусства чука. Однако те, кто упорно и не жалея сил тренируется, могут освоить приемы с оружием за два-три месяца. Тем не менее, с боевым применением холодного оружия знакомят лишь тех учеников, кто преуспел в базовых движениях и формах.