Применение искусства
Шаолинь-цуань > Применение искусства
Китайские боевые искусства представляют собой конгломерат физической культуры, самодисциплины, системы самообороны, эстетичных движений и поз, поэтических названий для этих движений и поз, ключевых слов или фраз, которые одновременно скрывают и запускают механизм, выявляющий истинное значение той или иной боевой техники.
Шаолиньская школа чука не выпадает из общего правила, но в первую очередь является практическим боевым искусством и, как таковое, используется в реальных поединках. Употребление исполненных скрытого смысла и таинственных фраз в постоянной практике, особенно, после десяти лет изучения боевого искусства, теряет всякий смысл. Именно поэтому боевая теория искусства чука проста, прагматична и основана на четырех ключевых принципах.
Принцип первый: реалистичность применения техники
На первом и основном уровне постижения искусства чука применяются приемы маневрирования и уклонения от ударов руками и ногами, а также приемы их блокировки и отражения. Существуют и иные
техники, такие как техника нейтрализации суставов, техника подсечек и боевые приемы в положении лежа. Однако овладение такими сложными техническими навыками требует длительного времени и не представляет интереса в области базовых приемов самообороны. Как правило, сложные в техническом исполнении приемы являются прерогативой опытных учеников, которые уже владеют простыми и эффективными навыками самозащиты, но не мыслят свою жизнь без искусства чука и желают совершенствовать мастерство. По существу техники чука подразумевают рукопашное противодействие безоружному противнику и применение оружия по отношению к вооруженному агрессору. В большинстве случаев рукопашный бой не применяется по отношению к вооруженному противнику.
Система «Глаз феникса» разработана с учетом практической реальности, поэтому если нападающий на вас вооружен, рекомендуется либо отступить, либо подыскать подручное оружие для отражения нападения. Если обстоятельства позволяют, лучше уравнять шансы, чем ввязаться в заведомо проигрышную драку.
Принцип второй: всегда бей первым
Одной из древнейших и основных человеческих эмоций является страх. Страх — это то, что позволяет одному человеку подавлять другого, либо физически, либо морально. Применительно к самообороне и боевому единоборству страх нередко становится причиной ущербной техники, потери силы и чувства времени, нерешительности. Перечисленные выше порождения страха чаще, чем другие факторы приводят к поражению.
Новичков учат мгновенно и без колебаний принимать решение — следует ли вступать в бой. Если человек решил драться — он должен драться с полной отдачей. Если человек хочет драться, то должен уметь принимать решение и двигаться быстро. Следует освободиться от мыслей типа: «Этот парень крупней и сильней меня, и я не уверен в своей победе». Если принято решение драться, следует делать это первым и с максимальной скоростью, целенаправленно и искусно.
Принцип третий: ближний бой
Чука — бой на короткой дистанции. Поэтому, когда противник изготовился нанести первый удар, мастер чука должен немедленно включиться в единоборство. Навыки по сокращению дистанции и удержанию противника на близком расстоянии — а это наиболее благоприятная позиция для применения техники кулака «Глаз феникса» — приобретаются и развиваются с практикой парных форм.
Мастера чука полагают, что их искусство проникающего удара и точечного воздействия столь эффективно, что, приблизившись к противнику на нужное расстояние, они автоматически обеспечивают себе победу. В самом деле, многие другие школы не могут предложить эффективной и мощной ударной техники ближнего боя. Кунг-фу стиля «Глаз феникса» заслуженно удерживает пальму первенства именно в ближнем бою. В зависимости от занятой позиции техника кулак «Глаз феникса» применяется по грудине, ребрам, горлу, глазам и вискам.
Принцип четвертый: поиск слабого места противника
Стиль «Глаз феникса» является боевым искусством взаимодействия с противником на высокой скорости, близком расстоянии и с применением вводя щей в заблуждение тактики. В значительной степени техника основана не на грубой силе или силовом противодействии, но на искусной стратегии и точности нанесения удара. Как уже говорилось, мастера чука преуспели в сокращении дистанции контакта с противником. Однако если последний также является искусным бойцом ближнего боя, мастер чука предпочитает обманное движение с фланга, завершающееся поражением жизненно важных точек противника на боковой поверхности шеи и корпуса.