КОДЗЁ РЮ

Карате >КОДЗЁ РЮ

Хотя стиль Кодзё Рю получил свое название только после Второй мировой войны, его корни уходят в глубину веков и прослеживаются на протяжении нескольких поколений семьи Кодзё (также известной как Косиро, Когусуку или Когусику). Семья эта пользовалась такой известностью, что ее имя увековечено в следующих пословицах и поговорках: «Говорить о каратэ — то же самое, что говорить о семье Кодзё, а говорить о семье Кодзё — значит говорить о чудесной семье боевых искусств», а также «Один Кодзё стоит трех других». Теперешний глава семьи Кодзё, Кафу Кодзё (для которого борьба — это наука), утерял все семейные архивы во время войны, но любезно предоставил мне всю информацию, которую смог восстановить в памяти.

ИСТОРИЯ

Семья Кодзё, от которой стиль Кодзё Рю получил свое название, жила в деревне Кумэ, близ города Наха, и происходила от одного из «36 семейств» китайских эмигрантов, которые поселились в Кумэ в 1393 году; фамильное имя семьи было Сай. Так как члены семьи часто посещали Фучжоу по делам, связанным с работой и учебой, тесные контакты с континентальным Китаем сохранялись до XX века. Семейное предание гласит, что в начале XVIII века Кодзё УЭКАТА (Ко Сай) изучил искусство владения китайским оружием, приемы борьбы (которыми, по словам Кодзё, пользовались в бою в случае утери или повреждения оружия) и другие виды боевых искусств в Китае, а по возвращении на Окинаву обучил мужскую половину семьи всем этим системам.

ПЕРВОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Хотя общепризнанно, что родословную фамильного стиля Кодзё возглавляет Кодзё УЭКАТА, первое поколение ведет свой отсчет от Кодзё ПЕТИНА.

В конце XVIII века Кодзё ПЕТИН (по прозви-\у Нмари БУСИ) научился искусству борьбы от хгца и придумал множество Других приемов.

ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Сёй Сай (1816—1906) по прозвищу Сэйдзин ГАНМЭИ, что означает «мудрый, старый человек», был хорошо известен благодаря своему умению владеть посохом и палкой. Ему приписывается честь введения в систему семейного стиля единоборства приёмов маскировки и сокрытия посоха и меча. Он провел некоторое время в Фучжоу, изучая приемы борьбы и китайское оружие, но по возвращении никогда не работал и проводил большую часть времени на рыбной ловле. Однажды он увидел, как два самурая из рода Сацума пытались изнасиловать окинавскую женщину в местечке Цудзи. Он вошел в дом, куда ее затащили, и напал на насильников, которые попытались обнажить свои мечи. В один миг все было кончено, и люди видели, как Сей Сай вышел из дома, сгибаясь под тяжестью двух самураев, одного мертвого и другого полумертвого, которых он тащил, как мешки, на плечах. Он вручил свои трофеи местному такусадзи (полицейскому), однако его вызвали в суд и лишили всех государственных привилегий, которыми он прежде пользовался. После этого Сей Сай вернулся в Фучжоу, где закончил свои дни в относительной бедности.

ТРЕТЬЕ ПОКОЛЕНИЕ

Сын Сёй Сая? Исэй Кодзё (1832-1891), отправился в Фучжоу со своим отцом в возрасте 16 лет, чтобы изучать конфуцианство и искусство владения китайским оружием, и позже прославился своим мастерством владения ручным копьем (дротиком) и стрельбой из лука. Он учился китайскому боксу у китайского атташе, которого звали Ива, а потом стал помощником учителя в его додзё. Когда ему исполнилось 36 лет, Исэй Кодзё вернулся на Окинаву, проведя в общей сложности 20 лет в Фучжоу и периодически демонстрируя свое мастерство. Однажды ему нужно было перебраться через реку Хидзя, а он оказался вдали от моста. Исэй бросил в воду несколько вязанок дров и, используя приемы облегчения веса тела, начал перескакивать с одной вязанки на другую, пока не достиг противоположного берега реки. В другом случае он фактически поднялся в воздух на высоту 5 метров, продемонстрировав свою способность к левитации, затем ударом ноги сломал черепицу, которой были выложены сверху Ворота Учтивости в замке города Сюри. Далее Исэй сделал стойку на руках во внутреннем дворике замка, балансируя на большом и указательном пальцах, Затем, подняв одну руку, он ударил большим пальцем по одной из плит толщиной 7 сантиметров, которыми был вымощен дворик, и расколол ее. Исэй умел также взбегать по высокой стене и соскальзывать по другой ее стороне. Он объяснил, что этот прием защищает от поражения копьем противника, находящегося в засаде. Хотя этот стиль китайского бокса, которому Ива обучал Исэя Кодзё (вероятно, одна из форм китайского бокса стиля Фукэн Шаолинь, преподававшегося и созданного в храме Шаолинь, провинция Фукэн (Фуцзянь), лег в основу современного стиля Кодзё Рю, последний не успел передать два секрета этого стиля из-за своей внезапной смерти от кровоизлияния в мозг в возрасте 59 лет.

У Исэя Кодзё был двоюродный брат по имени Тайтэй Кодзё (1837—1917), по прозвищу ГОКЭН или ТАНМЭЙ Твердый Кулак. Оба они жили в Фучжоу, и Тайтэй, так же как Исэй, изучал конфуцианство, искусство владения ручным копьем и стрельбу из лука, но китайский бокс Тайтэй изучал под руководством учителя по имени Ван Син Дзан. По возвращении на Окинаву Тайтэй Кодзё привез с собой большую книгу по китайским боевым искусствам и отдельные образцы китайского оружия, которые он дальновидно скрыл от агентов клана Сацума. Говорят, что Тайтэй имел длительные споры по поводу каты Сантин со своим современником Каире Хигаонной.

Младший брат Тайтэя Кодзё, Дзиро Кодзё, тоже был неординарной личностью. В конце XIX столетия он эмигрировал на Гавайские острова; в пути их корабль был захвачен пиратами, с которыми Дзиро легко справился без чьей-либо помощи, быстро покидав их всех за борт и таким образом прославившись по прибытии на свою новую родину.

ЧЕТВЕРТОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Кахо  Кодзё,  по-видимому,  родился уже  после того, как его отец отправился в Фучжоу, он вырос в деревне Кумэ. Однажды, когда китайский атташе Ива приехал на Окинаву по служебным делам, он встретил юного Кахо и, увидев в нем подающего большие надежды ученика, взял парня с собой в Фучжоу, где обучал его китайскому боксу. После того как Ива официально предоставил Кахо свободу деятельности, тот открыл додзё в Фучжоу и пригласил окинавца по имени Макабэ УДУН в качестве своего главного помощника. Его додзё быстро прославилось; в течение недолгого времени там преподавал и Камбун Уэти.

Кахо Кодзё был признанным каллиграфом и обогатил семейную боевую систему упражнениями с палкой.

ПЯТОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Сэйко Кодзё (1873—1941), по прозвищу Кумэд-зима О, изучил стиль китайского бокса своего отца, искусство владения посохом и палкой и передал свои знания Кафу Кодзё.

ШЕСТОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Юный Кафу Кодзё вел спартанский образ жизни, что лишало его возможности свободно распоряжаться собой и своим временем. С 12 лет он стал обучаться каратэ под руководством своего дедушки Кахо Кодзё. Тренировки проводились в соответствии с заведенным порядком в жестком режиме, не допускающем никаких послаблений.

После смерти дедушки в 1925 году обучением Кафу Кодзё занялись его отец и дядя, Сюрен Кодзё. Кафу Кодзё вспоминал, что Сюрен Кодзё был первым инспектором полиции на Окинаве и получил прозвище Они Бутё; или дьявол-начальник.

Сюрен научился китайскому боксу от Кахо Кодзё и Ранхо Маэдзато (БУСИ Маэдзато), который, в свою очередь, учился у Ива, когда тот останавливался в деревне Кумэ. Кафу припомнил одно тяжелое и мучительное упражнение, которое он проделывал в паре со своим дядей. Оно заключалось в перебрасывании двух каменных плит весом по 10 килограммов.

Каждый из них держал плиту в правой руке, и они одновременно бросали плиты друг в друга, ловя их левыми руками, и так до бесконечности. Спина у Кафу часто болела от таких занятий, а ноги его были все в синяках и кровоподтеках от плит, которые ему не удавалось поймать.

После Второй мировой войны Кафу Кодзё открыл додзё в квартале Макиси города Наха совместно со своим старшим сыном Сигэру. Однако в 1975 году додзё был закрыт из-за слабого здоровья последнего (сейчас то здание используется для разведения цыплят).

Стиль Кодзё Рю преподается в настоящее время открыто и общедоступно только в одном месте — в городе Тотори, находящемся в префектуре Тотори в центральной Японии. Инструктор Синго Хаяси был учеником в додзё Макиси, когда учился в университете. Сейчас он зубной врач и преподает Кодзё Рю всем желающим в зале Тотори Будокан, ничего не беря за свои услуги.