КАНЭЙ УЭТИ

Карате >КАНЭЙ УЭТИ

Канэй Уэти является президентом Ассоциации Уэти Рю каратэ-до, международной организации, имеющей клубы в центральной Японии, а также в США, Австралии, Новой Зеландии, Великобритании, Югославии, Франции, Аргентине, Бразилии и Мексике. Он был старшим сыном Камбуна Уэти из Идзуми на полуострове Мотобу, и когда ему исполнилось 13 лет, он отправился со своим отцом в город Вакаяма, где через четыре года приступил к изучению стиля Пангай-ноон Рю. В 1937 году после 10 лет тренировок Канэй Уэти открыл свой собственный додзё в городе Осака и преподавал в течение двух с половиной лет до своего возвращения на Окинаву.

Там, в деревне Миядзато, поблизости от Наго, он открыл научно-исследовательский клуб Уэти Рю каратэ-дзюцу стиля каратэ, переименованного самим Камбуном. После смерти отца Канэй Уэти (из коммерческих соображений) перенес додзё во временное деревянное строение в квартале Нодакэ в городе Гинован, а позже построил из железобетона существующий и поныне спортивный зал в окрестностях перспективного, быстрорастущего города Футэн-ма. При более близком знакомстве Канэй Уэти оказался спокойным, скромным и чистосердечным человеком, который не боится говорить правду. Он, отец семейства, и его три сына и дочь занимаются Уэти Рю и помогают ему вести занятия. После своей смерти Уэти хотел бы передать управление ассоциацией своему старшему сыну Канмэю.

В додзё Уэти лично проводит групповые тренировки, а затем занимается с каждым учеником индивидуально, исправляя его ошибки, допущенные при исполнении кат, причем особое внимание обращается на форму исполнения и на устойчивость и равновесие. Вполне вероятно, что приверженцы здорового образа жизни сказали бы, что во время подобной тренировки дается «хорошая нагрузка» и что можно «попотеть в свое удовольствие». С точки зрения Уэти спортивные соревнования способствовали популяризации каратэ, но, хотя его ассоциация является спонсором ежегодных соревнований по свободному спаррингу, он признает, что главное место занимают традиционные формальные упражнения. Современный стиль Уэти Рю включает в себя три основные каты стиля Пангай-ноон и пять дополнительных: Кансива, Кантин, Сэрю (которые были созданы Канэем Уэти), Кансю или Дай Ни Сэсан (придуманная учеником Уэти, Сабуро Уэхарой) и Сэтин (созданная другим учеником по имени Сэйки Итокадзу).

Эти восемь кат содержат формы, имитирующие движения журавля, тигра, кошки, а также плывущего карпа, и им обучают в последовательности: Сан-тин, Кансива, Кансю, Сэтин, Сэсан, Сэрю, Кан-тин и Сансэрю.

При выполнении каты Сантин пальцы рук выпрямлены, а во время удара двигаются по спирали, ввинчиваясь в жизненно важную точку, находящуюся как раз под соском груди воображаемого противника. В этой точке имеется небольшая ямка. Выполняя кату, следует вдыхать через нос, не делая движения животом, а выдыхать естественно через рот с резким «шипением». Движения каты Сантин выполняются с нормальной скоростью; они легкие и не напряженные. Другие каты (по крайней мере в исполнении Канэя Уэти) показались мне мягкими и пластичными, причем один прием плавно переходил в другой. В стиле Уэти Рю большое внимание уделяется приемам внешнего укрепления тела, в число которых входят: котэкитай (форма приема «липкие руки», при выполнении которого предплечья партнеров соприкасаются и трутся друг о друга, кулаки их при этом сжаты), удары по макиваре, обвязанной рисовой соломой, резкое протыкание вытянутыми пальцами мелкой гальки, насыпанной в ведро, обоюдное нанесение сильных ударов по ногам партнера. Еще одно упражнение заключается в том, что исполнители, стоя лицом друг к другу, поочередно наносят и блокируют удары в установленном порядке.

Скорость — существенный фактор, характеризующий степень мастерства и эффективности владения боевыми приемами Уэти Рю. Канэй Уэти сообщил мне, что Пангай-ноон является наиболее скоростным из семи, популярных тогда китайских стилей. Уэти Рю имеет в своем арсенале приемы боя как на близкой, так и на дальней дистанции и включает в себя как свободный, так и учебный спарринг с установленным порядком движений. Характерен хлесткий передний удар кончиком большого пальца ноги (маэгэри кеагэ). Используя данную технику, исполнители в состоянии переломить четыре доски. На вопрос, имеются ли у стиля Уэти Рю какие-нибудь секретные принципы, Канэй Уэти ответил, что имеются, «но в действительности они не являются такими уж секретными и им не обучают как таковым. Они обнаруживаются в процессе продолжительных и упорных занятий».