КАЦУЯ МИЯХИРА
Карате >КАЦУЯ МИЯХИРА
После смерти Тесина Тибаны Кацуя Мияхира стал президентом Окинавской ассоциации Сёрин Рю каратэ. Мияхира был учеником Тибаны с 15 лет, и во время учебы в окинавской Префектурной школе № 1 (теперь средняя школа города Сюри) он занимался каратэ со школьным инструктором Анбу-ном Токудой, который, так же как Тибана, был учеником и последователем Анко Итосу. Работая в городе Наха, Мияхира воспользовался возможностью изучать технику свободного боя у знаменитого Тёкки Мотобу в период одной из поездок последнего из Осаки на Окинаву. Мияхира вспомнил, что додзё Мотобу находилось в деревне Макиси близ Наха, и рассказал, как ученики занимались на утоптанной земле босиком. Во время Второй мировой войны Мияхира работал школьным учителем в Маньчжурии, где он также обучал самообороне. После войны Мияхира вернулся на Окинаву и обучал каратэ в своем саду в деревне Канэки вблизи города Нисихара, а также помогал Тибане вести занятия в Асато. Затем Кацуя переехал в квартал Цу-боя в городе Наха и открыл додзе в квартале Гоэ-ку в городе Кодза. В то же время дважды в неделю в дневные часы он преподавал каратэ в Рюкюйском университете в городе Сюри. В Гоэку у него учились многие американские военнослужащие, но, по его словам, «большинство из них долго не продержались».
В 1956 году Мияхира построил деревянный додзё под названием Сидокан позади своего дома в Цубоя, где он преподает каратэ до сих пор. Он обучает следующим катам: Найханти Седан, Найханти Нидан, Найханти Сандан, Пинан Седан, Пинан Нидан, Пинан Сандан, Пинан Ёндан, Пинан Годан, Пассай Дай, Пассай Сё, Кусанку Дай, Кусанку Сё, Тинто, Ванкан, Ванею, Сэйсан, Дзион, Годзюсихо.
На Окинаве у Мияхиры около 200 учеников, которые имеют 1-й дан и выше. У него есть филиалы додзё в Аргентине, Бразилии и на Филиппинах, которые он иногда посещает. Мияхира считает, что учеников надо обучать индивидуально. Его занятия начинаются и заканчиваются медитацией. По мнению Мияхиры, между различными стилями Сёрин, преподаваемыми на Окинаве, существуют лишь незначительные отличия, но по сравнению с «ведущими свое происхождение от Сёрин» стилями, преподаваемыми в Японии, различие очень большое. Базовые формы, практикуемые в центральной Японии, настолько разошлись с окинавскими, что, по его словам, удары кулаком, блоки и удары ногами стали практически неэффективными. Мияхира считает, что наиболее важно исправить базовые формы.
«В прежние времена,—говорит Мияхира,—у учеников было принято посещать различных учителей каратэ и изучать у каждого его собственные, особые технические приемы, а также каты, в которых он и наиболее сведущи; теперь, к сожалению, к подобной практике относятся неодобрительно».
В процесс обучения Тибана включал работу с макиварой, которую ученики обычно изготовляли самостоятельно, распиливая толстые доски из мягкой древесины сидза по диагонали на две половины.
Мияхира вспомнил, что Тибана никогда не брал даже перспективного ученика, если у него была плохая репутация, но такие люди редко приходили учиться. Мияхира описывал Тибану, как человека хрупкого телосложения, худого и ростом около 1 м 62 см. Однако его комплекция давала неверное представление о его силе. Она была результатом «боевой мощи» или «духовной силы», которая отличается от силы, используемой нами для переноски тяжестей, и исходит из тандэна (то есть нижней части живота). Секретные принципы каратэ, согласно Мияги, зависят от человека: «Каждый должен открыть их сам для себя, однако как таковых секретных принципов не существует, и их невозможно показать».