Броски

Главная / Дзюдо

Бросками называются приемы, в результате проведения которых противник переводится из положения стоя на спину или на бок.
   В настоящей главе традиционное описание техники выполнения бросков в основном отсутствует, поскольку в 4-й главе дано системное описание техники приемов борьбы по типам, классам, отрядам и группам. В процессе изучения настоящей главы одновременно с просмотром иллюстрации какого-либо броска читатель должен будет обращаться к 4-й главе, с тем чтобы найти там обоснование схожести или различия биомеханической структуры приемов. Такой длительный и на первый взгляд утомительный способ усвоения материала позволит более глубоко осмыслить биомеханическую основу техники бросков и вооружит тренера способностью точно определять причину ошибок и эффективно их корректировать.
   А. Броски проворачиваясь (тип «проворотом» («А»)
   Это броски противника (Уке) перед собой с предварительным поворотом к нему спиной или боком. При их выполнении атакующий вначале проворачивается перед противником на угол от 90° до 270° и входит в контакт с ним своим ближним боком, спиной или дальним боком. Затем, продолжая проворот, бросает его перед собой.
   Основным элементом, влияющим на качество выполнения этих бросков, является максимальное отворачивание своей головы в сторону будущего падения противника и далее.
   При захватах на дальней дистанции для успешного проведения броска необходимо до входа в контакт с телом противника развернуться на 270°.
   При захватах на средней дистанции для успешного проведения броска необходимо до входа в контакт с телом противника провернуться на 180°.
   При захватах на ближней дистанции для успешного проведения броска необходимо до входа в контакт с телом противника провернуться на 90°.
   В первом случае необходима высокая скорость, в третьем – большая сила.
   Все броски типа «проворотом» («А») имеют общую пространственно-тактическую структуру и отличаются друг от друга по динамическим признакам: подъемом вверх, горизонтальным выведением из равновесия, выбиванием всей опоры.
   На нижележащем уровне они делятся на броски: без воздействия на ноги противника, с воздействием на ноги ногами, руками, ногами и руками.
   Наиболее ответственной фазой, определяющей успех броска, является выход из исходного положения в стартовое (1-я фаза броска). Особенно эта фаза ответственна при проведении бросков проворотом, поскольку атакующий при достаточно сложном по координации выходе с исходной позиции на старт броска находится длительное время в одно-опорном положении с малой устойчивостью, что позволяет противнику успешно организовывать защиту.
   Именно поэтому техника выхода на старт броска в данном типе приемов является наиболее ответственной и требует особого внимания.
   Ниже приводятся броски типа проворотом при разных способах выхода на старт, что по классификации техники борьбы относится к классу техники бросков проворотом.
   Ниже по каждому броску к его основному наименованию будет прибавляться способ выхода на старт («входом», «уходом» и т. д.).
   Выход на старт броска «выходом». С поворотом на носке сзади стоящей ноги вынос впереди стоящей ноги мимо противника на ее стартовое положение (снаружи одноименной ноги противника) (рис. А-1а, б, в).

ДЗЮДО

   Рис. А-1. Проворот через туловище «выходом». (Маки-коми, Сото маки-коми – под плечо, снаружи). При одноименной стойке срыв захвата противника выполняется сравнительно легко, но угол разворота при таком взаимоположении равен 270°. При разноименной стойке угол разворота равен 180°, но срыв захвата противника представляет значительные трудности. В этом случае необходимо руку, срывающую захват, продвигать не к противнику, а внутрь, мимо себя

ДЗЮДО

   Рис. А-2. Обратный проворот через туловище «выходом». Выполняется только при разноименной стойке

ДЗЮДО

   Рис. А-3. Проворот подножкой «выходом». Выполняется только при разноименной стойке
   При одноименной стойке возможно проведение проворота подножкой выходом, но с предварительным выведением из равновесия за счет отшагивания в направлении рывка. Поэтому иногда этот способ называют «отходом», что не совсем правильно, поскольку это действие является одним из способов подготовки к броску и относится к вспомогательным техническим действиям, обеспечивающим тактику проведения броска.
   В переводной литературе по дзюдо (X. Эссинк, 1974; М. Вахун, 1981) для проведения бросков с подставлением атакующей ноги перед противником предлагается вариант, представленный на рис. А-4. На начальном этапе развития спортивного дзюдо такой способ демонстрации «гибкой техники» имел успех. Постепенно по мере ужесточения конкуренции степень свободы захватов была сведена к нулю и в настоящее время использовать такой способ выхода на старт бросков проворотом, даже в качестве отвлекающего маневра, чреват неудачей или поражением. На самом деле это действие является отвлекающим маневром перед выходом на стартовую позицию (т. е., относится к подготовкам).

ДЗЮДО

   Рис. А-4. Квазиспособ выхода на старт бросков проворотом по М. Вахуну (1981), X. Эссинку (1974)

ДЗЮДО

   Рис. А-5. Проворот подножкой от отрыва ноги «выходом»
   Предварительный захват ноги практически не входит в структуру броска, поскольку является актом приобретения другого захвата. В классификации техники дзюдо он отсутствует, поскольку захваты ног были отнесены к специальному разделу. (Выполняется только при разноименной стойке).
   Выход на старт броска «уходом» – с разворотом на носке впереди стоящей ноги увести сзади стоящую ногу назад по кругу так, чтобы она стала снаружи одноименной ноги противника (рис. А-4а, б).
   Выполняется только при одноименной стойке. При разноименной стойке проворот через руку выполняется классом входа или полувхода (см. гл. 4).

ДЗЮДО

   Рис. А-6. Проворот через руку «уходом».

ДЗЮДО

   Рис. А-7. Поворот уходом (Таи-отоси – поворот скатываясь). Это типичный бросок для японского принципа использования передвижения противника. При разноименной стойке угол разворота в 1-й фазе может не превышать 90°. При одноименной стойке угол разворота в 1-й фазе должен быть не менее 180°. Практически бросок может быть выполнен и без подножки, если будет пойман момент переноса веса тела противника на атакуемую ногу
   Проворот «уходом» через безопорную ногу (одноименным зацепом) выполняется, как правило, при одноименной стойке. Сам выход из исходного положение на стартовую позицию является средством выведения противника из равновесия. Если атакуемая нога противника перестает быть опорной, то бросок может быть выполнен как проворот отхватом. Если нет, то он будет относиться к провороту одноименным зацепом (рис. А-8).

ДЗЮДО

   Рис. А-8. Проворот «уходом» с отхватом или одноименным зацепом

ДЗЮДО

   Рис. А-9. Проворот отбивом «уходом». Бросок является усиленным вариантом выведения из равновесия за счет рывка рук. Более удобен при разноименной стойке

ДЗЮДО

   Рис. А-10. Проворот отрывом «уходом»
   Выход на старт броска «входом» – вынос впереди стоящей ноги под проекцию общего центра тяжести противника с одновременным разворотом стопы носком внутрь. После постановки ноги с рывком за кимоно на себя отворачивание к противнику спиной (боком) с подставлением другой ноги к впереди стоящей. После соприкосновения спиной с

ДЗЮДО

   Рис. 11. Проворот через спину «входом». (Иппон-сеои-наге – чистое метание взваливанием)
   телом противника продолжать теперь уже совместный проворот в сторону предполагаемого падения противника. Бросок выполняется с различными захватами. При основном захвате за отворот проводится Иппон-сеаои-наге (чистое метание взваливанием) (рис. А-11).
   При захвате за разноименный рукав и разноименный отворот проводится Сеои-наге (метание взваливанием) (рис. А-12а). Однако использование такого захвата на старте броска в соревновательных схватках чревато поражением, так же, как и другого стартового положения при проведении бросков Тсури-коми-госи (рис А-126).
   При проведении бросков подтипа подворотом с выходом на старт «входом» атакующий поворачивает свою плечевую ось только на 90° и после этого продолжает отворачиваться вместе с противником. Не имеет особенного значения, подсел атакующий под противника или нет, будет ли после этого вертикальный отрыв противника от татами. Важно, чтобы после вхождения в контакт с телом противника атакующий продолжал отворачиваться как можно на больший угол. В этом смысл термина «проворот», и именно его соблюдение обеспечит проведение броска независимо от степени вхождения под ОЦТ противника (рис А-13).

ДЗЮДО

   Рис. А-12. Захваты, которые не рекомендуется использовать в соревновательной и боевой практике

ДЗЮДО

   Рис. А-13. Проворот через таз «входом» (О-госи – основное бедро, как подъем тазом с подседа)

ДЗЮДО

   Рис. А-14. Проворот «входом» с подхватом
   Бросок выполняется за счет основного рубящего движения ногой назад с горизонтальным продвижением стопы вдоль татами и ударом по ноге противника за счет выпрямления перед этим согнутой в колене ноги. Однако возможен вариант первоначальной попытки вертикального подъема противника тазом после «входа» и подхватывания несколько разгруженной ноги, с тем чтобы противник не соскользнул с таза атакующего.
   Проворот подхватом можно проводить и другими способами выхода на старт. При разноименной и одноименной стойке возможен выход на старт отходом (дальняя от противника нога отходит в направлении рывка и последующего броска). В данном случае основное воздействие на противника осуществляется более по верхней составляющей пары сил и удар ногой проводится уже после полного выведения противника из равновесия.
   В тех случаях, когда атакуемая нога противника полностью разгружается и по ней проводится удар ногой, подхват по динамической структуре превращается в отхват, который проводится под свободную ногу.
   Первый термин будет соответствовать действию, при котором противник «наматывается» вокруг без опорной ноги атакующего. Второй термин будет соответствовать действию, при котором атакуемая нога выбивается в момент снятия стопы с опоры.
   Броски с собственным падением совместно с противником (а не потеряв равновесие после его падения) уже не могут считаться подхватами и отхватами. Это уже будут броски через ногу или отбивы, если они проводятся изнутри. Однако все они имеют единую глобальную структуру – проворот.
   Следует иметь в виду, что подбивание ноги противника вверх превращает этот бросок в подсад бедром снаружи (рис. А-15).

ДЗЮДО

   Рис. А-15. Проворот «входом» с подсадом бедра бедром снаружи
   Провороты входом с подсадом успешно проводятся с вертикальным воздействием задней поверхностью бедра между ног противника (подсад изнутри), что именуется в России подхватом изнутри. Но это не подхват, а подсад бедром изнутри (рис. А-16) по тому же принципу, что и проворот входом с подсадом бедром снаружи на рис. А-15. Россияне при оперировании японскими терминами дзюдо склоны называть этот прием Учи-мата. У японцев Учи-мата – понятие более широкое: «под широко расставленные…» Этот прием может проводиться и как подсад, и как отбив.

ДЗЮДО

   Рис. А-16. Проворот «входом» с подсадом бедром изнутри

ДЗЮДО

   Рис. А-17. Проворот «входом» с подсадом бедром и голенью изнутри
   Бросок может выполняться непосредственно подсадом, но для этого надо подшагивать сзади стоящей ногой, что снижает силу рывка. Более целесообразным является вход под противника, и после попытки его отрыва следует одновременно включить подсад, как бы мешая ноге противника соскользнуть с бедра. Первый вариант оптимален при разноименной стойке. При одноименной стойке выход на старт броска может проводиться уходом, что по сути переводит сам подсад в разряд усиления в случае соскальзывания противника с бедра.

ДЗЮДО

   Рис. А-18. Проворот через спину с отрывом бедра «входом»

ДЗЮДО

   Рис. А-19. Проворот через руку с отбивом «входом»

ДЗЮДО

   Рис. А-20. Проворот рывком ноги «входом»
   Выход на старт броска «скрестно» – провернуться на носках обеих ног так, чтобы передняя стопа оказалась на носке, а задняя нога – на всей стопе, расположенной перпендикулярно к сагиттальной плоскости атакующего.
   К этому же классу выходов на старт бросков проворотом относится выход «прыжком», когда атакующий, оттолкнувшись от опоры, проворачивается вокруг своей продольной оси и, приземлившись, оказывается на старте броска.
   Следует отметить, что этот эффектный в показательных выступлениях способ в условиях соревнований может быть эффективным только с использованием разнонаправленной динамической подготовки.

ДЗЮДО

   Рис. А-21. Проворот через таз «скрестно». Бросок успешно проводится с захватом шеи противника и собственным падением

ДЗЮДО

   Рис. А-22. Проворот одноименным зацепом голенью снаружи (последующим «прыжком»). В дзюдо нельзя задерживаться на первой фазе, иначе последует команда «матэ»

ДЗЮДО

   Рис. А-23. Проворот отбивом последующим «прыжком». В дзюдо задерживаться на первой фазе нельзя, так же, как и в предыгдущем случае

ДЗЮДО

   Рис. А-24. Проворот сваливанием «скрестно» против захвата ног
   Все проиллюстрированные броски могут усиливаться за счет собственного падения, увлекая за собой противника. При этом структура первой и второй фазы практически остается единой. Мощь броска и одновременно его безопасность можно увеличить путем предварительного падения. В этом случае его структура уже в первой фазе будет несколько отличаться от базовой, но общее тактическое назначение и основные пространственно-смысловые признаки будут едиными (бросок противника вперед перед собой с предварительным поворотом к нему спиной или боком) (рис. А-25).
   При ориентации тренера на спортивные достижения в дзюдо следует учитывать некоторые неточности в интерпретации техники бросков дзюдо в связи с эволюцией правил соревнований и эволюцией направленности системы дзюдо. На рис. А-25а иллюстрируется вариант выполнения броска Хане-маки-коми (дословно – пружинящим крылом птицы под плечо). Если учитывать тот факт, что Я. Ямасита имеет явно выраженную низкорослость, то надо ли ему проводить такой бросок вместо более простого броска проворотом с захватом руки на плечо, стягивая противника, становясь на колени?

ДЗЮДО

   Рис. А-25. Броски проворотом с усилением за счет совместного падения (а) (в исполнении чемпиона мира Ясухиро Ямаситы) и предварительного падения (б)
   На рис. А-25б иллюстрируется вариант выполнения броска Сеои-наге (дословно – метание взваливанием) через предплечье и с предварительной постановкой атакующего на колени.
   Проведем примитивный историко-биомеханический анализ целесообразности выполнения такого броска.
   До выхода дзюдо на мировую спортивную арену весовые категории в нем отсутствовали. 60-килограммовый дзюдоист мог демонстрировать броски на 90-килограммовом. В этом случае он был заведомо меньшего роста, и для удлинения своего туловища необходимо было поднимать плечо, а в качестве преграды выставлять предплечье. «Метание» при этом было обеспечено.
   При наличии весовых категорий возможна встреча с противником настолько более длинного роста, чтобы использовать такое поднимание плеча для проведения броска без собственного падения.
   Однако для чего в данном случае становиться на колени? Не проще ли, и более успешно было бы провести бросок с захватом руки на плечо?
   Этот пример дан для того, чтобы начинающие тренеры не воспринимали все зарубежное как догму, а осмысливали, пользуясь элементарными знаниями биомеханических основ техники борьбы.
   Если учитывать факт ужесточения борьбы, снижения амплитуды при поведении бросков, то к типу проворотов следует отнести успешно реализуемый в спортивных состязаниях бросок полупроворотом, при котором после «выхода» на старт проворачивание вокруг своей продольной оси производится не вперед, а в сторону. Этот способ лишает противника возможности защищаться динамически (перешагивать), поскольку атакующая нога внутренней стороной бедра вплотную приставлена к атакуемой ноге противника (А-26).
   Таким образом все броски типа А (проворотом) проводятся в одну тактическую сторону. Выходы на стартовую позицию бросков в значительной степени зависят от исходной взаимной стойки (одноименной или разноименной).
   На нижележащих классификационных уровнях броски различаются по динамической структуре и относятся к подниманиям, сваливаниям, подхватам, отбивам, через ногу (руку), зацепам.
   Броски наклоняясь (тип «наклоны») («В»). Они характеризуются тем, что атакующий (Тори) бросает противника (Уке) назад перед собой. Основным их элементом является наклон атакующего. Причем наклон головы должен опережать сгибание туловища. Соблюдение этого принципа обеспечит успех проведения таких сложнокоординационных бросков, как наклон подсечкой изнутри (Ко-учи-гари).

ДЗЮДО

   Рис. А-26. Полупроворот подножкой

ДЗЮДО

   Рис. В-1. Наклон сваливанием
   Только при проведении наклона подножкой (длинного на коротком) возможно прогибание в позвоночнике, с тем чтобы быстрее навалиться грудью на плечо противника.

ДЗЮДО

   Рис. В-2. Наклон через руку

ДЗЮДО

   Рис. В-3. Наклон подножкой

ДЗЮДО

   Рис. В-4. Наклон опорным отхватом (О-сото-гари) выполняется за счет выбивающего выпрямления атакующей ноги при постановке ее на опору

ДЗЮДО

   Рис. В-5. Наклон отхватом

ДЗЮДО

   Рис. В-6. Наклон одноименным зацепом (О-сото-отоси – основное скатывание снаружи)

ДЗЮДО

   Рис. В-7. Наклон одноименным отхватом изнутри

ДЗЮДО

   Рис. В-8. Наклон одноименным рывком ноги изнутри

техника ДЗЮДО

   Рис. В-9. Наклон подсечкой (Де-аси-хараи)

техника ДЗЮДО

   Рис. В-10. Наклон подсечкой голенью (О-сото-гаке)

техника ДЗЮДО

   Рис. В-11. Наклон толчком, захватом разноименной ноги снаружи

техника ДЗЮДО

   Рис. В-12. Наклон подсечкой изнутри (Ко-учи-гари – малое выкашивание изнутри)

техника ДЗЮДО

   Рис. В-13. Наклон отхватом изнутри (О-учи-гари – основное выкашивание изнутри)

техника ДЗЮДО

   Рис. В-14. Как нельзя выходить на старт наклона отхватом (О-учи-гари – основное выкашивание изнутри (М. Вахун, 1983, рис. 59а, б, в, дзюдо, 1980, рис. 198, 199, 200), поскольку после предварительного отворачивания атакующего при выходе на старт броска последующий поворот в сторону оказывается неустойчивым и не обеспечивает полноценного рывка

техника ДЗЮДО

   Рис. В-15. Наклон рывком разноименной ноги изнутри

техника ДЗЮДО

   Рис. В-16. Наклон захватом ног

техника ДЗЮДО

   Рис. В-17. Наклон выхватом ног
   Рис. В-18. Наклон подножкой от отрыва ноги
   Рис. В-19. Наклон подсечкой от отрыва ноги
   С целью усиления бросков в спортивной практике используются броски с собственным падением, к которым следует отнести наклон с боковой подножкой или зацепом голенью снаружи (О-сото-гаке – основное наружное падение в обрыв) (рис. В-20).
   Броски прогибаясь (тип «прогибы») («С») характеризуются тем, что атакующий бросает противника вперед за себя за счет работы мышц спины. Среди них имеются подотряды движений: «прогибом», «разворотом», «вращением», «разгибом».
   Разгибы выполняются за счет предварительного наклона атакующего в момент первой фазы броска (входа в контакт с противником) и последующим разгибанием в позвоночнике. Сбрасывание оторванного от татами противника как правило проводится перед атакующим.

техника ДЗЮДО

   Рис. В-20. Наклон с боковой подножкой

техника ДЗЮДО

   Рис. С-1. Разгиб через плечи

техника ДЗЮДО

   Рис. С-2. Разгиб захватом ног

техника ДЗЮДО

   Рис. С-3. Разгиб переворотом

техника ДЗЮДО

   Рис. С-4. Разгиб обратным переворотом
   Вращения выполняются за счет предварительного сгибания атакующего (в момент сближения с противником в 1-й фазе) и последующего вращения вокруг своей продольной оси, не поднимая противника. Именно такой способ является классическим (Ката-гурума – плечевое колесо).

техника ДЗЮДО

   Рис. С-5. Вращение через плечи (Ката-гурума – плечевое колесо)

техника ДЗЮДО

   Рис. С-6. Продольное вращение при одноименной стойке

техника ДЗЮДО

   Рис. С-7. Поперечное вращение при разноименной стойке
   Прогибы (чистые прогибы) выполняются в основном за счет прогибания в позвоночнике при обязательном условии запрокидывания головы атакующего за себя. В противном случае работа мышц спины будет значительно нейтрализовываться мышцами – сгибателями позвоночника.

техника ДЗЮДО

   Рис. С-8. Прогиб подъемом (Ура-наге – обратное метание)

техника ДЗЮДО

   Рис. С-9. Прогиб с отрывом ноги и подсадом бедром и голенью изнутри, проведенный Ш. Чочишвили и принесший 1-ю для СССР золотую медаль на Олимпийских играх в Мюнхене (1968 год)
   Классическое Уширо-госи (обратное бедро как подъем после подседа) практически является встречным контрприемом и формально к атакующей технике не относится.

техника ДЗЮДО

   Рис. С-10. Прогиб подсадом бедром снаружи Прогибы могут выполняться подхватом (с горизонтальным выбиванием бедра бедром (снаружи внутрь) (рис. С-9а), вертикальным подсадом голенью и стопой изнутри (рис. С-9б), подсадом голенью и стопой снаружи (рис. С-9в).

техника ДЗЮДО

   Рис. С-11. Броски прогибом с подхватом (а) и вариантами подсадов (б, в)

техника ДЗЮДО

   Рис. С-12. Прогиб подсадом стопой (Томое-наге – совместное метание)

техника ДЗЮДО

   Рис. С-13. Прогиб отбивом бедра голенью изнутри

техника ДЗЮДО

   Рис. С-14. Прогиб подсечкой (Тсури-коми-аси-хараи). Стопа скользит параллельно
   татами и выбивает ногу противника по горизонтали
   Развороты представляют собой комбинацию прогиба в позвоночнике с одновременным зашагиванием вокруг противника и вращением вокруг своей продольной оси. Они являются более легкими и результативными по сравнению с чистыми прогибами.

техника ДЗЮДО

   Рис. С-15. Разворот (Ура-наге – обратное метание с акцентом на собственное вращение). Выполняется только с собственным падением

техника ДЗЮДО

   Рис. С-16. Разворот подножкой на пятке

техника ДЗЮДО

   Рис. С-17. Разворот сваливанием (в исполнении олимпийского чемпиона 1964 г. Исао Инокумы). Несколько видоизмененный захват за пояс на спине через одноименное плечо, привнесенный в мировое дзюдо школой советского самбо

техника ДЗЮДО

   Рис. С-18. Разворот через стопу (Хиза-гурума – коленное колесо)

техника ДЗЮДО

   Рис. С-19. Разворот подсечкой от отрыва ноги
   Броски запрокидываясь (тип «запрокидывания») («D») выполняются путем опрокидывания противника назад, за себя, с предварительным поворотом атакующего в сторону, противоположную броску. Здесь важно запрокидывание головы атакующего во 2-й фазе броска после выхода с исходной позиции на стартовую.

техника ДЗЮДО

   Рис. D-1. Запрокидывание подсадом (Усиро-госи – обратное подбивание)

техника ДЗЮДО

   Рис. D-2. Запрокидывание подсечкой

техника ДЗЮДО

   Рис. D-3. Запрокидывание зацепом стопой

техника ДЗЮДО

   Рис. D-4. Запрокидывание подножкой на пятке

техника ДЗЮДО

   Рис. D-5. Запрокидывание рывком разноименной ноги изнутри (при разноименной стойке)

техника ДЗЮДО

   Рис. D-6. Запрокидывание захватом ноги накрест изнутри (при одноименной стойке)

техника ДЗЮДО

   Рис. D-7.
   Запрокидывание зацепом стопой, заскакивая (при одноименной стойке)

техника ДЗЮДО

   Рис. D-8. Запрокидывание обратным выхватом

техника ДЗЮДО

   Рис. D-9. Запрокидывание через плечи

техника ДЗЮДО

   Рис. D-10. Запрокидывание двойным подбивом

техника ДЗЮДО

   Рис. D-11. Запрокидывание двойным зацепом

техника ДЗЮДО

   Рис. D-12. Запрокидывание одноименным зацепом изнутри и захватом ноги снаружи

техника ДЗЮДО

   Рис. D-13. Запрокидывание захватом руки под плечо

техника ДЗЮДО

   Рис. D-14. Запрокидывание подсечкой от отрыва ноги накрест