Что такое додзе -3

Некоторые додзё — как, пример, центральный дзё- додзё школы Мусо Рю в Фукуоке — размещаются в старинных зданиях. Многие из них окружены прекрасными, ухоженными садами. Разумеется, уровень подготовки в боевых искусствах зависит в конечном счете ах-способ- ности ученика абстрагироваться от окружения и от всевозможных отвлекающих факторов. Однако практика будо отнюдь не сводится к физическим нагрузкам. Дух старины и красота, присущие некоторым додзё, поистине воо-душевляют. Впечатления такого рода не забудутся и после того, как срок вашего пребывания в Японии окончится и вы вернетесь домой. В тренировочном зале своего родного города вы могли упражняться так же усердно, как в японском додзё, но атмосфера там была совсем иной. Пока вы находитесь в Японии, старайтесь воспринимать тренировку как элемент более широкого контекста всей вашей жизни. Будо — это нечто неизмеримо большее, нежели опыт, доступный физическому телу.

В Японии существует множество типов додзё. По-скольку во время пребывания в Японии я работал на японское Министерство образования, то большую часть времени я проводил в кампусах колледжей и университетов. Поэтому во второй половине дня я постоянно слышал выкрики ки-ай: в различных клубах будо, действующих при кампусах, проходили в это время вечерние занятия. Проходя мимо клуба кюдо, я слышал звон тетив и стрел, а из зала кэндоистов до меня доносился звон синаев, ударявших о защитные пластины. У стен клуба дзюдо или айкидо можно было услышать, как отсчет, который ведут наставники каратэ-до, и синхронные ки-ай учеников смешиваются со звуками от падения на татами после броска. Даже бейсболисты из соседней школы издавали крики ки-ай при рывках и бросках. В хорошую погоду каратисты и лучники тренировались под открытым небом, а группы дзюдо, айкидо и кэндо обычно занимались в спортивных залах кампуса.

В университетских клубах старший инструктор обычно работает со студентами или наблюдает за тренировками раз или два в неделю, а в остальные дни посещает учеников в других кампусах. Ежедневные тренировки проводят старшие ученики.

Клубы при колледжах и университетах славятся суровыми условиями. Я побывал в нескольких колледжс- ких клубах айкидо, где традиционные страховки перекатом и броски выполнялись не на татами, а прямо на жестком деревянном полу спортзала. Те злоупотребления властью, о которых мне время от времени доводилось слышать, — к примеру, телесные наказания, которым старшие ученики подвергали младших, — происходили, как правило, именно в колледжских и университетских клубах, причем некоторые университеты пользовались особенно дурной репутацией. Упомянуть об этом я обязан, поскольку каждый, кто проучится в Японии достаточно долго, рано или поздно услышит о чем-то подобном. Однако хочу здесь же подчеркнуть, что случаи такого рода редки. И, полагаю, они мало чем отличаются от всплывающих время от времени в американской прессе сообщений о том, как члены школьной или колледжской футбольной команды избили чем-то не угодившего им бедолагу. К счастью, такое отвратительное, трусливое поведение встречается не часто.

Будокан дает иностранным студентам очень удобную возможность познакомиться с различными видами боевых искусств и взяться за изучение сразу нескольких форм будо. Инструкторы, работавпшб в том будокане, где я занимался, принадлежали, насколько я могу судить, к числу лучших учителей во всей Фукуоке. Будокан — это честь и гордость всего города, и сюда часто приходят зрители. Поэтому не удивительно, что в нем собираются самые лучшие наставники. Кроме того, иностранных учеников, посещающих занятия в будокане, обычно приглашают потренироваться в главном додзё данного'стиля, расположенном в том же городе или неподалеку.

Существует один тал додзё, которого я очень быстро научился избегать, поскольку меня ничуть не привлекала перспектива постоянно держать оборону от товарищей по группе. Если вы попали в додзё, где группа укомплектована коротко стриженными, мускулистыми молодыми японцами, не спешите выходить на татами. Как на Западе встречаются школы боевых искусств, специализирующиеся на полноконтактном бое, а также всякого рода «школы христианского каратэ» или заведения, обучающие приемам уличной драки, так и в Японии попадаются клубы весьма сомнительного толка. Некоторые из них имеют крайне правую ориентацию и настроены к Западу враждебно. Опять-таки, подобные случаи редки, но все же встречаются. Некоторым гостям Японии посещение такого клуба может показаться увлекательнейшим приключением. Но, по-моему, все зависит от того, насколько вы дорожите своими зубами и костями.

Больше всего меня привлекали те додзё, в которых занимались и мужчины, и женщины, и пожилые люди, и подростки, и начинающие, и опытные ученики. За четверть века тренировок во мне развилось особое чувство будо, окрашенное в тона семейной привязанности, дружеского тепла, учтивости и взаимопомощи. Я полагал, что в конечном счете научусь большему, если в ходе одного занятия буду тренироваться в паре то со старшим учеником, то с новичком, то с пожилым человеком. Со временем товарищи по группе перестают восприниматься как нечто вроде боксерских груш и на место духа соперничества приходит любовь. Один из моих учителей сказал однажды, что будо способно удовлетворить все человеческие желания, и предположил, что в этом могуществе и кроется одна из величайших опасностей на пути воина. В будо каждый получает то, к чему стремится.

Возможно, вы попадете в один из додзё, учрежденных для обслуживающего персонала американских военных баз. Нередко в этих клубах преподают старшие ученики-японцы, проходя таким образом испытательный срок. Если у инструктора хватает терпения, физических сил и дипломатичности для того, чтобы преподавать будо компании скучающих американских моряков, то его обычно повышают на один-два разряда.

Существуют также додзё, не связанные с военными базами, но укомплектованные только гостями страны, занимающимися под руководством японского учителя. Действительно, многим американцам и европейцам нелегко вписаться в чужую культуру. Некоторым требуется промежуточная станция на этом пути. Занятия в подобном додзё могут придать вам уверенность, необходимую для попытки вступить в более традиционный клуб. Но не забывайте, что лучший в мире додзё — тот, в котором учатся и работают люди, внушающие вам приязнь и уважение. В отдаленной перспективе местонахождение додзё и национальная принадлежность учителей и учеников не играют особой роли.     

Помимо всего прочего, додзё — это поле битвы; на котором вы встречаетесь со злейшим своим врагом, с человеком, который доставляет вам самые мучительные страдания и неприятности, — с человеком, которого вы каждое утро видите в зеркале. Помните, что этот ваш заклятый враг ни за что не выйдет на честный поединок. Он приведет с собой целую толпу приспешников, которых один из моих учителей называл «голодными духами». Эти «духи» сидят у вас в голове, и они сделают все возможное, чтобы увести вас с поля битвы. Быть может, они атакуют вас еще до того, как вы выступите на бой. Они всеми силами будут стараться подорвать ваш боевой дух. Они будут нашептывать вам: «Что за дурацкая идея — тратить драгоценное время на изучение традиционных боевых искусств! В Японии столько интересного! Не лучше ли посетить храмы и сады, святилища и музеи?»; «Ты ведь не знаешь японского языка! Ты все равно ничего не поймешь!»; «Ты только выставишь себя дураком. У японцев боевые искусства — в крови, а ты будешь выглядеть круглым идиотом. Да они просто убьют тебя!».

И даже если вам удастся прорвать этот первый круг обороны и пробить брешь в невидимой стене, которую воздвигли на вашем пути «голодные духи», они приступят к вам снова, как только вы войдете в додзё. Они будут твердить снова и снова: «До чего же ты неуклюж!»; «До чего же ты устал! Как у тебя все болит! К чему эта пустая трата времени? Ты же — в Японии! Такой случай выпадает только раз в жизни! Расслабься, займись чем- нибудь приятным! Съезди на экскурсию!». И это лишь немногие из тех бесчисленных уловок, к которым может прибегнуть ваш самый заклятый враг. В азиатской воинской культуре бытует во множестве вариантов пословица: «Трудно одолеть сотню врагов. Но куда труднее одолеть самого себя».

Возможно, на вашем пути окажется немало преград — и «голодные духи», и физическая слабость, и недостаток врожденных спортивных данных, и неразвитый боевой дух. Но один из парадоксов Пути воина в том и состоит, что чем больше трудностей вам предстоит преодолеть, тем больше на вашу долю выпадет счастья. Чем сильнее соперник, тем достойнее победа. Все преподаватели боевых искусств сталкивались с ситуациями, когда прирожденный спортсмен, явившись в додзё, быстро овладевал необходимыми физическими приемами, но затем столь же быстро «увядал», — тогда как неуклюжий, бесталанный ученик путем неотступных усилий добивался в конце концов огромных успехов. Не забывайте, что восхождение по иерархической лестнице в будо зависит не только от мастерства, но и от стажа. Физически слабый ученик, который много лет упорно вел великую битву, заслуживает большего уважения, чем атлет, способный усвоить внешние элементы стиля за несколько месяцев. Все, что от вас требуется, — не сдаваться и не отступать, и со временем вы обязательно заслужите почетный разряд. Мой сэнсэй в каратэ-до говорил по этому поводу: Некрасивый сын отцу дороже всех».

Другой учитель, объясняя сущность иерархии будо, проводил аналогию с полководцбм, производящим смотр своих войск после битвы. Военачальник медленно проходит перед строем, вглядываясь в лица солдат. После нескольких сражений он начинает узнавать некоторых воинов: их лица он видит вновь и вновь, и они запечатлеваются в его памяти. Можно ли утверждать, что это — самые лучшие солдаты? Нет. Но нельзя сказать, что они — худшие. Один из основных критериев отбора в боевых искусствах — упорная целеустремленность. Чтобы добиться успехов в традиционном додзё, достаточно справиться с одной-единственной задачей — самой простой и в то же время самой сложной. Эта задача — приходить на занятия вновь и вновь\ В этом и состоит единственный секрет успеха, где бы вы ни занимались боевыми искусствами — в Японии или у себя на родине.