Что такое додзе -2

Среди тех додзё, в которых мне довелось наблюдать за тренировками или тренироваться самому, попадались небольшие комнаты, располагавшиеся на втором этаже над помещениями малых предприятий. Иногда эти предприятия предоставляли также свои площади для тренировок в вечернее время, когда, собственно, и проходят занятия в большинстве клубов. Некоторые предприятия обзаводятся собственными додзё для сотрудников и членов их семей. Додзё может размещаться и в здании колледжа или в спортзале университета. Но где бы ни находился додзё, к нему следует относиться с подобающим уважением. Это правило следует соблюдать везде, где бы ни проходили занятия, — в парке, в гараже, на пляже или даже в саду или в доме учителя.

Один из додзё, в которых я тренировался, находился на землях крупного синтоистского храма (Гококу Дзинд- зя), а другой — в будокане («месте для упражнений на путях воина»), который примыкал к дзэн-буддийскому саду площадью в три акра, расположенному в местном парке Охори Коэн. Когда я оценил по достоинству культурный контекст, в котором проходили тренировки, а также медитативный и духовный компоненты обучения, то прогулки по окрестностям храма и путь к будокану через лабиринт дорожек и мостиков дзэнского сада стали доставлять мне огромное удовольствие. Спокойствие, красота и порядок, царящие в подобных местах, служат идеальным обрамлением для тренировок.

Будоканы имеются почти во всех крупных городах, и для иностранцев, приехавших в Японию учиться боевым искусствам, они становятся настоящими центрами паломничества. Тот будокан, в котором тренировался я, по размерам приближался к арене для профессионального баскетбола. В тренировочном зале около трех четвертей площади пола были покрыты твердой древесиной, а ос-тавшуюся часть занимали татами. Кроме этого зала, в здании размещались офисные помещения, комнаты для собраний, гардеробы, раздевалки, туалеты, душевые и т. д. На территории, прилегавшей к зданию «Фукуока Будокан», располагались площадки для борцов сумо и прекрасное стрельбище для кюдоистов.

В «Фукуока Будокан» я занимался дзёдо школы Мусо Рю и кюдо. Занятия по дзёдо проходили три раза в неделю. В одном конце зала, на большой площадке с деревянным покрытием, тренировалась группа кэндоистов (около сорока человек), в другом конце — большая группа дзюдоистов и группа айкидзюдзюцу. Среднюю часть зала, где работали дзёдоисты, нам иногда приходилось делить с группой из клуба «Сёриндзи Кэмпо». Я хорошо запомнил, как впервые вышел на тренировочную площадку дзёдо. Это было странное ощущение: деревянный пол, похожий на обычную поверхносгь кетбольной арены, 6buf испещрен тысячами одинаковых круглых углублений, как будто по нему прошлись с фигурным молотком. Я вспомнил в тот момент, как ревностно наш школьный тренер оберегал покрытие баскетбольной площадки: «Джонс! Немедленно сними уличные ботинки!» Это зрелище его доконало бы, подумал я, ступая на выщербленный пол.

Откуда взялись эти бесчисленные лунки, выяснилось минут через двадцать. В школе дзёдо Мусо Рю используется удар из-за головы, при котором палка ударяется о землю, скользит вперед, а затем поднимается «черпающим» движением. Покрытие пола хранило следы многих тысяч подобных ударов. И хотя всякий раз, когда я видел эту площадку, меня преследовал образ того баскетбольного тренера, со временем я стал ощущать своего рода связь с дзёдоистами, которые упражнялись здесь до нас и выбивали мощными ударами своих дубовых палок лунки в твердой древесине покрытия.

Звуки, сопутствующие демонстрации боевых искусств, стали вызывать у меня глубокий интерес с тех пор, как один японский учитель рассказал мне об аси-лшми (букв.: «нога-ухо»). Он указал, в частности, что следует внимательно слушать звук шагов противника, наступающего сзади. Чтобы обучиться этому и в случае нужды применить на практике, воины слушали пение птиц, журчание ручьев, кваканье лягушек, шум ветра и звуки эхо в темной комнате. Ведь умение внимательно слушать могло спасти им жизнь.

С одним из самых необычных звуков, которые мне доводилось когда-либо слышать в будокане, я познакомился на второй день занятий дзёдо. Переодеваясь для тренировки, я услышал серию из трех звуков, доносящихся из зала: ки-ай, затем — глухой стук, похожий на удар ногой или кулаком по щитку, а затем — очень странный звук, наподобие того, с каким вылетает пробка из бутылки. Я попытался представить себе, откуда берутся такие звуки, но ничего не получилось. Тогда я обернулся и увидел тренировочный бой двух учеников из «Сёриндзи Кэмпо». Они были облачены в какие-то необычные доспехи. Верхнюю часть туловища прикрывало нечто вроде грудной пластины бейсбольного кетчера, а голова была защищена пластиковой куполообразной маской. Ученики отрабатывали комбинацию, в которой за ки-ай и ударом в солнечное сплетение мгновенно следовал удар в лицо. Так и получалась эта удивительная серия звуков, завершавшаяся хлопком, с которым пластиковая маска восстанавливала форму после удара.

Одна из интересных для западного человека особенностей, связанных с тренировкой множества групп в одном помещении, состоит в том, что переодеваются ученики в том же зале, в котором проходят занятия. При желании можно отправиться в отдельное помещение, но большинство японских учеников переодеваются на краю тренировочной площадки. Снимая уличную одежду и надевая тренировочную форму, нужно проявлять особую тактичность и аккуратность. Чтобы не допустить ошибки при переодевании и не нарушить правил приличия, я вынужден был сосредоточиваться так же тщательно, как при попытках освоить сами приемы обращения с палкой. Внимательно наблюдайте, как ведут себя другие члены вашей группы. Между прочим, в одном из додзё, которые мне довелось посетить, никто fie переодевался в тренировочном зале. А иногда все зависит просто от наличия раздевалок.