ЕДИНОБОРСТВА:

ПЕРСОНАЛИИ:

ПРОЧЕЕ:



  НАШИ СПОНСОРЫ:

Дати - стойки в каратэ


Главная > Карате

 Начинающий ученик не готов к условиям реальной атаки, например, ударам руками и ногами, у него нет ни должного умственного спокойствия, ни правильных физических движений. Поэтому занятия начинаются с выработки правильной стойки, движения ног и положения корпуса.
   Стойка (дати) – это исходное положение каратиста, позволяющее быть в постоянной готовности быстро и точно, мощно и непрерывно отреагировать на возникающие ситуации.
   Стойки должны быть твердыми и устойчивыми. Если тело лишено равновесия и устойчивости, приемы нападения и защиты будут неэффективны. Способность защищаться от нападения при любых обстоятельствах в большей степени зависит от сохранения правильного положения тела. Выбор стойки меняется в зависимости от обстоятельств, но в любом случае стойка должна быть естественной и позволять каратисту свободно перемещаться. При этом верхняя часть тела всегда перпендикулярна полу и бедрам.
   Стойка в каратэ главным образом связана с положением нижней части тела. Мощные, точные, быстрые и правильные приемы можно выполнить только имея прочную и устойчивую основу. Верхняя часть тела должна твердо держаться на этой прочной основе. Желательно, чтобы стойка была расслабленной. Положение ступней меняется в зависимости от типа естественной позы, но принцип расслабленного внимания неизменно остается. Естественная поза «Сидзен-тай» применяется как боевая стойка.
   Ученик должен: а) хорошо держать равновесие при проведении приема нападения или защиты; б) при выполнении приема плавно вращать бедрами; в) проводить прием с максимальной скоростью; г) добиваться синхронности действий мышц, используемых при нападении и защите. Неправильное положение туловища заставляет работать ненужные мышцы, которые часто мешают быстрым и мощным движениям.
   Основатели единоборств дали нам множество стоек, которые составляют основу современного каратэ. Основными из них являются:
   Ёй-дати - стойка готовности.
   Хейсоку-дати – стойка ожидания, ступни вместе.
   Мусуби-дати – стойка ожидания, простая стойка готовности, пятки вместе, носки развернуты в разные стороны.
   Хатидзи-дати – стойка с обратно развернутыми стопами.
   Ути хатидзи-дати – ступни на ширине плеч, носки повернуты внутрь.
   Хейко-дати - ступни параллельно на ширине плеч.
   Дзэнкуцу-дати – передняя нога согнута в колене, а задняя – вытянута.
   Кокуцу – дати – задняя наклонная стойка.
   Какэ-дати – скрученная стойка с заступом.
   Киба-дати – стойка с широко расставленными ногами, или «стойка всадника».
   Сантин-дати – стойка «песочные часы».
   Сико-дати – квадратная стойка, или «стойка сумо».
   Фудо-дати – ступни на ширине плеч, носки развернуты.
   Хангецу-дати – стойка полумесяца.
   Мороаси-дати – ступни параллельно на ширине плеч; одна нога выдвинута вперед.
   Некоаси-дати – кошачья стойка.
   Цуруаси-дати – стойка на одной ноге, или «стойка цапли».
   Кумитэ-дати – стандартная боевая стойка.
   Каждая из стоек предназначена для определенной цели. Изучая их полезно практиковаться в тех наступательных и оборонительных приемах, которые лучше всего получаются из нее. Боевая стойка (камаэ), к примеру, позволяет в полной мере действовать в соответствии со сложившейся ситуацией. Камаэ – это смысловые символы, базирующиеся на физической форме (стойка, положение, поведение, общая физическая поза), с помощью которой каратист интуитивно узнает что-то еще: например, агрессивно ли настроен его противник или он только защищается, степень его уверенности в себе, а также уровень его мастерства в поединке. В отношении каратиста и его будзюцу камаэ составляет основу сациудзин но кэн – «разящего меча»: то есть используется для угрозы врагу. Помимо этого, она готовит каратиста к нападению врага. С помощью камаэ каратист стремится нейтрализовать шансы своего врага, получить преимущество перед ним.
   Высокие стойки используются для быстрых движений и резкого изменения направления и угла действий, когда каратист находится близко от противника. Это стойки «внутреннего напряжения». Когда ступни расположены рядом, а каратист хочет опустить центр тела, ему придется сильно сдвигать ноги внутрь друг к другу.
   Низкие стойки используются для выполнения мощных, решительных приемов, а также во время тренировок для укрепления ног и бедер. Их называют стойками внешнего напряжения, потому что, поставив ноги широко и опустив корпус, каратист усиливает свою позицию, ступни упираются в пол, а колени разведены.
   Правильный выбор стойки имеет немалое значение для проведения атак и осуществления защит от излюбленных приемов противника. Планируя ведение поединка в той или иной стойке, спортсмен учитывает, из какой стойки удобнее проводить намеченные им приемы. Необходимо также учитывать, в какой стойке предпочитает бороться противник.
   В изучении стоек полезны определенные методы тренировки. Например, полезно держаться в одной и той же стойке, долгое время сохраняя напряжение. Другой метод: попеременно напрягать и расслаблять мышцы с короткими промежутками, оставаясь в стойке. Можно постоять в той или иной стойке с грузом в руках.
   Основные стойки являются азбукой движения в каратэ. Например, выполнение сантин дати заключает в себе такие необходимые для борьбы факторы, как равновесие, контроль напряжения и расслабления мышц, правильное положение центра тяжести, формирования живота, работа таза и др.
   На начальных этапах изучение стоек предполагает освоение только движений ногами, т. е. без технических действий. Выполняется это в следующем порядке:
   – изучение основных выходов и возвратов в стойку;
   – изучение основных перемещений;
   – изучение основных поворотов;
   – сочетание выходов в стойку, перемещений и поворотов.
   В ходе тренировок постепенно количество изучаемых стоек увеличивается, и они в итоге объединяются в методически оправданную систему, позволяющую уяснить типичные связи разных позиций через наиболее естественный переход от стойки к стойке.
   На последующих этапах обучения, когда достигается координация позиций и технических действий, в тренировку могут вводиться тесты на различные перемещения и действия в произвольном порядке. Этот порядок задается по команде тренера, называющего направление движения, стойку и само техническое действие. Хорошим упражнением, где постоянно происходит чередование дзэнкуцу-дати, кокуцу-дати, сантин-дати и киба-дати, является кихон-ката 2. Чтобы сосредоточиться только на правильных стойках и перемещениях, этот комплекс можно выполнять без технических действий руками. При дальнейшем совершенствовании необходимо добиваться правильного слитного движения и постепенно увеличивать его скорость и концентрацию. Все технические действия при реальном выполнении проводятся с ускорением, концентрацией в конце и мгновенным сбросом напряжения.
   Различные методы и приемы обучения, специальные дополнительные упражнения, которые вводятся на начальном этапе, направлены на формирование фундаментальных навыков, заложенных в базовой технике каратэ. Среди таких навыков в технике ударов ногами можно выделить вынос бедра и колена, в технике ударов руками – поворот корпуса выносом плеча и т. д., учитывая также фактор правильного дыхания (концентрация на выдохе, на вдохе-сброс напряжения), концентрации, равновесия.
   Для совершенствования технических элементов в усложненных условиях могут быть использованы разнообразные формы и методы тренировки базовой техники без перемещений. Среди них выполнение технических действий руками и ногами в многократных легких пружинящих прыжках на месте; руками – при подъемах корпуса из положения лежа на спине; ногами – из положения сидя; руками – в пружинящих прыжках на месте вприсядку; ногами – в чередовании ударов с приседаниями. Особые формы освоения базовой техники на месте – это прыжки, перескоки, «вертушки». Они имеют важное техническое значение и развивают вестибулярный аппарат.
   Все методы, способы и режимы тренировки при выполнении базовой техники на месте направлены на формирование стереотипов движений, прочных навыков, на освоение ключевых элементов.



Прочая информация и ссылки: