КАТА

Главная > Карате

В боевых искусствах Востока одним из важных методов овладения мастерством на протяжении веков были специальные комплексы приемов, сгруппированные в определенной последовательности и исполняемые без партнера. В японских боевых искусствах их называют ката, что в переводе с японского означает «форма», «формальное упражнение». Выполнение ката способствует шлифовке основных видов базовой и комбинационной техники, развивает чувство пространства, позволяет улучшить периферийное зрение, становится школой дыхательного контроля и активной медитации.
   Катаэто техническое искусство исполнения каратэ до, систематически организованные серии приемов защиты и нападения, выполняемые в известной последовательности, с максимальным сосредоточением умственных и физических возможностей, направленных против одного или нескольких воображаемых противников по заданной симметричной линейной схеме.
   Прежде всего ката – это традиционная и тщательно развитая теория, исходящая из искусства известных учителей каратэ. Важность и полезность ката подтверждается результатами упорных тренировок многих поколений мастеров восточных единоборств. Они создали приемы и схемы движений ката, проделывая огромную работу, проходя через личные поединки, накапливая духовный и эмоциональный опыт. Техника каратэ сохранялась и передавалась от поколения к поколению именно благодаря ката.
   Считается, что ката в период зарождения каратэ и на первом этапе его распространения не имели названий и получили их позднее, как знаки различия, в связи с увеличением количества ката. Некоторые из них тесно связаны с именем мастера, автора ката. Из письменных источников достоверно известно, например, что ката Ваншу появилась на Окинаве в 1683 году, когда китайский посланник Вань Шу прибыл с официальной миссией в королевство Рюкю. В 1756 году военный представитель Китая Ку Сянку обучил японцев ката, в честь него названным Кусянку. В период распространения каратэ с Окинавы на территорию Японии начался процесс переименований ката. Китайские названия стали меняться на японские: Ваншу-Эмпи, Сэйсан-Хангетцу, Найфанти-Тэкки, Чинто-Ганкаку, Кусянку-Канку и др. Процесс видоизменения ката происходит благодаря ученикам великих мастеров. Например, ката бассай имеет множество вариантов во многих стилях, сильно отличающихся друг от друга, но в начале был один бассай мастера Мацумура. Его ученики составили свои версии ката и, изучая их, можно сделать массу открытий, которые помогут улучшить технику и понимание каратэ.
   Ряд новых ката, к примеру, разработал сихан Т. Асаи на основе древних ката окинавского каратэ. В сётокан есть ката унсу (руки-облака); Асаи в дополнение к ней создал ката суйсу (руки-вода), передающую стихию воды, и ката касу (руки-огонь), иллюстрирующую стихию огня. Кроме того, им реаминирована ката мэйкио нидан, вторая из трех ката мэйкио, известных на Окинаве как рохай.
   Ката – «форма», в которую «отливается» техника каратэ, внешнее ото-бражение внутреннего. Ката – основа, кихон. А кихон – основа кумитэ. В отличие от кихона, где подразумевается взаимодействие с одним противником, ката представляет собой «хореографические» композиции боя с «тенями» нескольких противников. Это своеобразные двигательные тексты, которые позволяют передавать информацию от учителя к ученику из поколения в поколение, набор последовательных приемов, выполняемых по особой линии движений, которыми каратист защищается от многочисленных воображаемых противников. Каждая ката сама по себе комплекс, и каждая из них предназначена для тренировки и показа особых движений тела. При выполнении ката отрабатываются различные задачи: техника ударов, стоек, блоков и перемещений, дыхание, ритмичность, острота реакции, точность движений и многое другое. В ката собраны все приемы нападения и защиты. Поэтому нужно хорошо понимать смысл ката и выполнять их правильно.
   Глубокая способность проникновения в суть каратэ появляется при интенсивных тренировках ката. Тысячи сконцентрированных повторений ката приводят к сверхъестественной координации и высокоточной чувствительности в кумитэ. Это позволяет каратисту знать, когда его противник собирается сделать движение даже раньше, когда это знает сам противник, и он идеально реагирует, находясь в состоянии, когда ум свободен от предварительного обдумывания или беспокойства.
   На занятиях каратэ практикуются как ката определенного стиля, так и общие для разных стилей. Каждая школа или стиль обладают определенным набором классических формальных комплексов, соответствующих определенной ступени мастерства. Поэтому условно, по категории сложности, ката подразделяются на «ученические» и «мастерские». В ученических ката основное внимание уделяется правильности выполнения технических действий, освоению самой «схемы» движений. Они кажутся относительно легкими, но, в то же время, в них проявляется величие, стройность композиции и достоинство. В мастерских же ката, более сложных для освоения, больше внимания уделяют точности движений, ритмичности их исполнения, концентрации энергии, правильности дыхания и чередования напряжения с расслаблением. Кроме того, существует условное деление на быстрые и медленные ката, силовые и «дыхательно-энергетические.
   Важным для достижения высокого уровня в исполнении ката является общая динамика тела, следование принципам динамики тела, правильное исполнение технических приемов, понимание применения каждого движения, мощь и концентрация, перемещения, целостность и темп в соответствии с применением, внимание к мелочам, общее впечатление окружающих о духе исполняющего ката.
   Передвижение в каждом ката осуществляется по определенному рисунку (эмбусэн). Несмотря на то, что ката выполняется без противника, следует представлять их себе, отражая атаки с 4-х или 8-ми направлений, допуская возможность изменения рисунка ката.
   Для удобства запоминания каждая ката имеет свое название, передающее ее характер. Например, «хэйан» переводится как «миролюбивый», «эмпи» («летящая ласточка»), «хангетцу» (полумесяц), «дзюттэ» (десять рук), «ганкаку» (журавль на скале) и т. д. В то же время дзион – это название храма, бассай - проникновение в крепость. Есть еще, как мы уже говорили, ката, названные в честь людей, например Кусянку, Ваншу. Самым обязательным ката в стиле кёкусинкай каратэ является, к примеру, Тенсё. Основатель стиля М. Ояма говорил: «Человек, который тысячи раз сделал ката Тенсё, и хорошо понимает его теорию, может не только отразить любую атаку, но и всегда сможет найти преимущество для себя в любой атаке, и всегда сможет идеально защитить себя».
   Регулярная тренировка ката развивает силу, подвижность, координацию, способность владеть своим телом. И поэтому, важно с самого начала понять значение каждого движения в ката и, выполняя их, представлять, что на вас на самом деле нападает противник. Во время тренировки ката каратист всегда контролирует действия «противника», заставляет его делать то, что хочет от него. Выполняя ката можно вообразить себе сражение с очень сильным противником, с группой противников, переживать «поражения» и «победы» десятки раз. Чувства преодоления страха, извлеченные из таких упражнений, закрепляются в интуиции и памяти и могут быть призваны к действию в момент реальной опасности. Приобретенные таким образом навыки при выполнении ката сыграют важную роль в спарринге с реальным противником.
   В начале занятий ученик считает ката головоломкой, составленной из технических приемов. Вся их последовательность кажется бесконечной цепочкой движений, в которых промежутки времени между различными компонентами чрезвычайно малы; ученик не находит времени подумать о том, что делать в данное время и далее. Ката являются средствами, с помощью которых разум ученика начинает работать. После пяти лет занятий ката два человека могут исполнять одно и то же движение и выглядеть со стороны одинаково; однако после десяти лет возникают различия. Они могут думать, что делают одно движение, но, поскольку их тела, темпераменты и мысли различны, вполне естественно, их ката будут отличаться.
   В каратэ тело представляет собой инструмент, а движение – средство выражения. Тренировки каратэ сосредоточиваются на приобретении навыка контролирования тела и его движений. Главные элементы движения – это пространство, время, энергия. Основной материал каратэ – это движение, а тренировка ката – лучший способ превратить тело в инструмент искусства движения.
   Для любой ката важны четыре основных технических момента: контроль силы, растяжение и сокращение мускулов, контроль ритма и скорости, контроль дыхания. При выполнении ката взгляд должен быть напряженным, что показывает сильную сосредоточенность. Отношение к действию должно быть серьезным и внимательным. Поведение – демонстрирующим достоинство и понимание, что выполняемая ката очень важна. Поза и позиция должна быть прямой, напряженной и демонстрировать умение владеть телом. Важен и плавный переход от одного приема к другому, так как ката должна выполняться гладко, непрерывно, без толчков и остановок.
   Обучение ката проходит поэтапно. Например, все пять серий ката Хэйан развивают базовую технику каратэ и дают спокойствие, твердую уверенность в своих движениях, хорошую ориентацию в пространстве.
   В хэйан 1 используется блок против атаки в голову и блок рука-меч против атаки в корпус (чудан шуто уке). По-скольку это первая ката, которая изучается начинающими, важно обратить внимание на передвижения и четкое выполнение рисунка ката. Особенно совершенствуя при этом переднюю и задние стойки.
   В хэйан 2 используются боковой и прямой удары ногами. Особое внимание следует обратить на изменение направления движения в момент выполнения бокового удара ногой.
   Главная цель ката хэйан 3 – отработка блока предплечьем против атаки в корпус. Полностью согнув локоть, научитесь располагать его приблизительно на ширину кулака от корпуса. Блокируйте локтем и контратакуйте внешней стороной кулака или локтем. Эта ката дает хорошее понимание большой ценности данного фундаментального приема.
   Хэйан 4 позволяет освоить различные блоки и завершающие удары, например, в легком прыжке вперед с вертикальным круговым ударом внешней стороной кулака, после проведения прямого удара ногой. Для выполнения этой комбинации необходимо иметь отличное чувство равновесия в стойке со скрещенными ступнями (коса дати).
   Особенностью Хэйан 5 («текущая вода») является специфическое положение предплечья в проникающем ударе.
   Тэкки («железный всадник») хорошо развивает чувство хара и дает понимание принципа «трех волн», умение держать очень низко и прочно центр тяжести, развивает умение работать на близкой дистанции, применяя одновременно блокирующую и атакующую технику.
   Бассай («взятие крепости») развивает сильный боевой дух и потрясающую мощь используемых движений, бесстрашие и решительность.
   Канку («созерцание небес») развивает великолепную выносливость и умение молниеносно менять направление движений, чередование силы и скорости с мягкостью и плавностью.
   Санчин («песочные часы») – это мощный дыхательно-энергетический комплекс, великолепно развивающий силу и прочность мышц, устойчивую позицию и умение держать удар. Санчин объединяет дух, волю и тело в единое целое.
   Ката хангетцу (пол-луны) при передвижениях вперед или назад круговые движения рук и ног координирует с дыханием. Основной трудностью в изучении этого ката является чередование быстрых и медленных приемов передвижения в стойках.
   Эмпи позволяет наработать быструю смену движений.
   За спокойными, плавными и гармоничными движениями ката дзион скрывается яростный воинственный дух. Эта ката помогает изучить скольжение стоп, смену стоек и различные повороты.
   При изучении ката тренер должен практически владеть соответствующими ката, знать интерпретации конкретных приемов и уметь методически правильно организовать обучение.
   Кроме основных элементов, выполняемых при разучивании ката на счет, все комплексы имеют общие начальные и заключительные элементы. Они «обрамляют» каждую ката и выполняют функции сосредоточения, перехода к состоянию готовности (в начале) и выхода из воображаемой борьбы с восстановлением психического баланса (в конце). Все ката начинаются и заканчиваются в положении готовности – фудо дати.
   Начальные элементы выполняются в определенном порядке обычно по командам:
   а) по команде «фудо дати» принимается стойка (обычно с возгласом «ос!»);
   б) за объявлением названия ката сразу подается команда «йой».
   Выполнение ката начинается после команды «хадзимэ!».
   Итак, каждая из многочисленных ката:
   – начинается и заканчивается поклоном стоя – ритсу рэй;
   – начинается и заканчивается строго в одной и той же точке эмбусен;
   – имеет, как правило, несколько киай в момент мощного высвобождения физической и ментальной энергии;
   – имеет строго определенное количество движений и их последовательность (изменять и пропускать которые запрещается), а также определенное количество времени на его исполнение.
   Полное владение ката характеризуется той глубиной знаний и практического опыта в ее овладении, которая позволяет подняться на следующую ступень мастерства, для начала изучения более сложной ката, и включает в себя такие требования, как:
   – четкое и правильное выполнение всех элементов ката;
   – контроль осанки с соблюдением правильных стоек и перемещений тела в используемом пространстве;
   – правильное использование принципов дыхания, сжатия и расширения, напряжения и расслабления, умение опускать центр тяжести и работать хара (местом концентрации физической мощи);
   – постоянное сохранение зансин (предельная концентрация на визуализи-рованном противнике), передача боевого духа данного ката, мощный киай;
   – соблюдение правильного ритма в ката и количество времени, необходимого на ее исполнение;
   – знание терминологии каждого движения, используемого в ката, а также его практическое применение в бункай-ката;
   – умение выполнять данную ката как в прямом, так и в обратном (зеркальном) направлении ура кама.
   Только при выполнении всех вышеперечисленных требований можно переходить к изучению и практике следующего ката.