Последовательность тренировки

Шаолинь-цуань > Последовательность тренировки

Первое, чему обучают новичка, — это стойка всадника. После овладения этой важнейшей технической формой ученик знакомится с различными способами перемещения, включая уникальную обманную стойку. Перемещения ног сопровождаются движениями рук, включая использование формы кулака «Глаз феникса». Научившись удару кулаком, ученик координирует эту технику с работой ног. Ознакомившись с основами, он приступает к изучению главной формы — кай-сан («Открытие горы»). Как следует из самого названия этой формы, новичок начинает длительное и сложное путешествие вверх по склону горы постижения. И это лишь одна из пятнадцати одиночных рукопашных форм, которые придется освоить.

Новичку разрешают приступить к изучению очередной формы после месячной отработки предыдущей. Для того, чтобы достичь этой цели за столь короткое время, требуется посещать занятия — по два часа каждое — как минимум три раза в неделю. Затем ученики приступают к изучению других форм, общее количество которых достигает двадцати пяти: пятнадцать одиночных рукопашных форм, две парных рукопашных формы, семь одиночных и одна парная форма с применением холодного оружия. Такое разнообразие форм необходимо для развития выносливости, гибкости, изучения и освоения боевых комбинаций. После освоения первых трех рукопашных форм ученики знакомятся с парными формами, оружием и способами его применения.

В принципе, китайская методика группового обучения предполагает индивидуальный выбор упражнений каждым членом группы. Когда мастер свободен, он может дать указания каждому ученику. При этом члены группы вовсе не обязаны заниматься одним и тем же. Праздное времяпрепровождение не поощряется; ученик должен неустанно тренироваться — по крайней мере, стоять в позе всадника. При необходимости ученики могут разговаривать, если их разговоры не мешают другим членам группы.

Тренировка последователей искусства чука принципиально отличается от «строевых» методов, практикуемых при изучении других боевых единоборств. В целом занятия ориентированы на узкий круг единомышленников.

В идеале знание передается один на один, от учителя ученику. Мастер показывает своему подопечному одиночные формы и отрабатывает с ним парную технику. Каждое движение показывается лишь один раз. Затем ученик должен либо вспомнить урок, либо заново открыть для себя однажды виденное. Благодаря этой методике прилежный ученик постигает смысл применения боевой техники.

В дополнение к обычному мешку с песком, практики искусства чука отрабатывают точность удара и набивают ударный сустав кулака, используя специальную стойку-тренажер «Глаз феникса».

Кроме одиночной тренировки существуют и парные силовые упражнения. В то время как поборники других боевых единоборств делают упор на упражнения с тренажерами, мастера чука считают, что истинная сила рук бойца развивается во взаимодействии с руками партнера по тренировке. Этот метод контактной тренировки развивает истинное ощущение удара, дистанции, перемещений тела во время боевого взаимодействия и чувство уверенности в себе во время ближнего боя. С этой целью ученики, разбившись парами и стоя друг против друга, набивают поверхности предплечий, используемые для отражения и блокировки атаки, о предплечья напарника. При выполнении таких блоков упор делается не на силовое воздействие, но на спиральное движение блокирующей руки. Поэтому мастера чука, в отличие от своих противников, не ощущают боль от соприкосновения с блоком противника. Следует иметь в виду, что для новичка этот вид тренировки сопряжен с возможными травмами.

В дополнение к упомянутым выше методам существуют способы развития силы сопротивления, силы толкания, тянущей силы и способности к переориентации. Для усиления эффективности тренировки эти методы совмещаются с практикой исполнения форм. Общая последовательность такова: одна-две рукопашных формы, упражнение по набиванию предплечий, упражнение на развитие силы сопротивления ладонью вверх-вниз, одна или несколько рукопашных форм, упражнение на развитие силы толкания и способности к переориентации, три рукопашных формы, упражнение на развитие тянущей силы, рукопашная форма.

Через несколько лет упорных занятий учеников знакомят с упражнениями цигун по развитию и применению внутренней силы. Эти упражнения представляют самый важный аспект изучения искусства чука.