ЕДИНОБОРСТВА:

ПЕРСОНАЛИИ:

ПРОЧЕЕ:

 

 


  НАШИ СПОНСОРЫ:

ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ СТИЛЬ КАРАТЭ СЁРИН РЮ МАЦУМУРЫ

Карате >ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ СТИЛЬ КАРАТЭ СЁРИН РЮ МАЦУМУРЫ

СОКОН МАЦУМУРА (около 1809—1901)

Возникновение так называемых стилей Сёрин связано с именем одного человека, Сокона Мацумуры.

Сокон Мацумура (называемый также Бусэйтацу, Уню, БУСИ Мацумура или Бутё) родился в известной семье сидзоку (дворянского военного сословия) в деревне Ямагава, близ города Сюри. Он был ученым человеком и признанным каллиграфом. С раннего возраста, подобно многим другим юношам, Сюри познакомился с основами ти. Рассказывают, что впоследствии он обучался мастерству владения посохом под руководством Сакугавы САТУ-НУСИ (Тодэ Сакугава), который изучал это искусство в Китае и в то время проживал в деревне Аката, недалеко от города Сюри.

Мацумура служил телохранителем у трех последних королей государства Рюкю: Сё Ко, Сё Ику и Сё Тай. В этот период времени он дважды посетил города Фучжоу и Сацума в качестве посланника по государственным делам. В Фучжоу он смог посетить несколько школ китайского бокса и обучался у военных атташе Асона и Ивы. Как сообщают Хохан Сокэн и Тодзё Накама, он даже изыскал время посетить храм Шаолинь в провинции Фукэн {Фуцзянь).

В городе Сацума Мацумура, как говорят, познакомился с системой фехтования мечом Дзигэн Рю, которой обучал его мастер Яситиро Идзюин. После того как Мацумура ушел с государственной службы, он стал преподавать каратэ на открытом воздухе в деревне Сакияма, близ города Сюри.

Трудно понять, что за человек был Мацумура. В своей книге «Каратэ-до — мой образ жизни» Гитин Фунакоси, в соответствии с нравами Окинавы, наделяет Мацумуру качествами сверхчеловека, а Сёсин Нагаминэ поведал мне жестокую историю о том, как Мацумура усмирял и приручал привязанного к столбу быка, систематически ударяя бедное животное по лбу дубиной в течение недели. Еще одна, более достоверная история была рассказана Дзёэном Накадзато мастером стиля Сёриндзи Рю, который слышал ее от своего учителя Тётоку Кьяна, когда был еще мальчиком. Вот эта история.

Однажды Сокон Мацумура и несколько его учеников, в том числе Кьян, вышли из чайного домика в квартале Цудзи и направились домой. По дороге они должны были пройти мимо группы из пяти пьяных матросов, хулиганивших и оскорблявших прохожих. Ученики Мацумуры, беспокоясь о безопасности своего престарелого учителя, предложили пойти домой другой дорогой. Однако Мацумура отверг их предложение, упрямо настаивая на том, чтобы   идти   первоначально   выбранной   дорогой.

Как они и предполагали, пятеро матросов напали на Мацумуру, обрушив на него град пинков и ударов.

Пока ошарашенные ученики размышляли, как им поступить, их учитель свернулся клубком посередине дороги, так что удары не приносили ему сильного вреда. Нападавшие, поняв, что они имеют дело не просто с пожилым человеком, стали осторожными и отступили. Мацумура встал, расправил одежду и, ощупав собранные в пучок волосы, обнаружил, что его серебряная шпилька для волос выпала и лежит поблизости от теперь уже испуганных матросов, которые с извинениями вернули утерянный предмет и убежали.

Говорят, что жена Сокона Мацумуры обладала качествами, которым позавидовали бы большинство мужчин. Дочь богатого купца из Ёнабару, она обожала состязания по сумо, армрестлингу и тяжелой атлетике, в которых сама часто участвовала до встречи с Мацумурой, бросая вызов своим поклонникам, и часто их превосходила. Накадзато рассказывал, что Тётоку Кьян видел, как она одной рукой подняла 60-килограммовый мешок риса, чтобы подмести под ним.

Точные даты рождения и смерти Мацумуры неизвестны. В ходе своих исследований Сёсин Нагаминэ обнаружил, что Мацумура праздновал свое 88-летие в 1897 году, и таким образом вычислил, что год его рождения, должно быть 1809.

Кацуя Мияхира, представлявший стиль Сёрин Рю (кобаяси), и другие утверждали, что Мацумура умер в возрасте 92 лет, поэтому, считая 1809 год годом его рождения, можно вычислить год его смерти — приблизительно 1901-й. Незадолго до смерти Мацумура передал письмо своему ученику Рёсэю Куваэ, который, в свою очередь, передал его своему старшему сыну. Это письмо важно, поскольку оно помогает понять склад ума человека того времени и образ его мышления. Это один из немногих уцелевших до настоящего времени старинных окинавс-ких манускриптов. Хотя его неоднократно публиковали на японском языке, на английском он, вероятно, публикуется впервые (то же можно сказать и в отношении русского языка).

«Если вы хотите заниматься боевыми искусствами, вы должны понимать их истинный смысл, поэтому я решил изложить самую суть проблемы и описать положение дел в этой области. Пожалуйста, внимательно изучите нижеизложенное. Цель, которую ставит перед собой человек, вступивший на путь знаний, и тот, кто идет по пути овладения боевыми искусствами, едина. Существуют, соответственно, три вида знаний и три вида боевых искусств. Три вида знаний следующие:

1.  Чтение, письмо, арифметика.

2.  Объяснение и интерпретация текстов.

3.  Изучение конфуцианства.

Чтение, письмо и арифметика включают в себя каллиграфию, построение предложений из слов и умение подсчитать общую сумму, выплачиваемую должностным лицам, в рисе. Объяснение и интерпретация текстов — это обучение людей чувству долга на основе работ китайских классиков, обладавших глубокими знаниями и умевших обучать на примерах. Два вышеупомянутых вида знаний и метода обучения способствуют, однако, лишь литературному образованию человека. Изучение конфуцианства воспитывает в человеке искренность, чистосердечность и чувство достоинства во всем, а следовательно, и вырабатывает умение хорошо вести хозяйство и управлять своим домом (и даже страной), что, в свою очередь, обеспечит мир во всем мире. Конфуцианское знание — это истинное знание.

К трем видам боевых искусств относятся:

1.  Боевые искусства «придворных» инструкторов.

2.  Именные, или номинальные, стили.

3.  Истинные боевые искусства.

Стили «придворных» инструкторов очень необычны и своеобразны: движения никогда не повторяются, произвольны и очень легки, и по мере того как мастера становятся старше и опытнее, их движения все больше напоминают танцевальные (чаще выполняемые женщинами). Занимающиеся именными стилями обычно тренируются нерегулярно, они переезжают с места на место, изыскивая способы, как победить, затевают ссоры с людьми и, вероятно, причиняют им беспокойство. Эти люди могут нанести серьезные телесные травмы, позоря свою семью. Занимаясь истинными боевыми искусствами, вы не разочаруетесь. Стремитесь добиться результатов и довести дело до конца, старайтесь владеть собой, дождитесь, пока ваш противник придет в замешательство и станет возбужденным и взволнованным, победите его «духовно», отнимите у него мужество, и победа за вами. С ростом мастерства ваши действия станут более четкими и ясными, вам все станет подвластно, вас будет невозможно дезориентировать, вы поймете всю важность чувства сыновней почтительности к родителям. Вполне естественно, у вас появятся непреклонность и сила духа, как у свирепого тигра, и скорость движения, как у быстро проносящегося стрижа, поэтому вы сможете долеть любого агрессора.

Один мудрец написал в Тюдоканся следующие «Семь воинских добродетелей»: «Мастерам боевых 1скусств запрещается нарушать правила благочестия

проявлять буйность характера. Воины должны вести себя осторожно и избегать насилия, блюсти достоинство, помогать людям и оберегать их, чтобы население могло жить в мире и достатке». Таким образом, как знания, так и боевые искусства ведут человека по пути истины. Стили «придворных» инструкторов и именные стили бесполезны, поэтому тщательно изучайте истинное боевое искусство. Я думаю, вы должны воспользоваться благоприятной возможностью и действовать с самообладанием в соответствии со сложившейся ситуацией. Если вы будете поступать, учитывая все вышеизложенное, то, как уже указывалось, нижняя часть живота станет хранилищем энергии».

 

Хохан Сокэн — старейший мастер каратэ на Окинаве — считает себя последователем и наследником Сокона Мацумуры в третьем поколении, который обучил каратэ своего внука Набэ Мацумуру (Наби ТАНМЭЙ), а тот, в свою очередь, был учителем Сокэна. Когда я брал интервью у Хохана Сокэна, ему было далеко за 80, он начал дряхлеть, и его было трудно понимать, то есть он стал полной противоположностью тому Хохану Сокэну, которого я видел во время блестящей демонстрации каты с кама (серпом) в городе Наха четырьмя годами ранее.

Сокэн рассказывал мне, что в последние годы XIX века его отец покинул деревню Тэра близ города Сюри, чтобы стать фермером в деревне Гадзя в окрестностях города Нисихара, где родился Сокэн. Матерью Сокэна была сестра Набэ Мацумуры (таким образом, Набэ Мацумура является дядей Хохана Сокэна), и именно она способствовала тому, что Хохан Сокэн приступил к занятиям каратэ в 13-летнем возрасте. Несмотря на благородное происхождение из сословия сидзоку, он, подобно многим своим сверстникам, имевшим те же социальные корни, стал зарабатывать на жизнь тяжелым трудом рикши, а также нанялся охранять деревню Гадзя и окружающие ее фермы от воров и браконьеров.