СТИЛЬ

Карате >СТИЛЬ

При изучении Кодзё Рю 70 процентов времени уделяется тренировке спарринга, а 30 процентов — искусству выполнения кат. В общее число кат входят шесть кат без оружия, одна ката с шестом и одна ката с палкой.

Три каты, исполняемые без оружия, имитируют движения животных и названы их именами. Это Хакурю (Белый Дракон), Хако (Белый Тигр) и Ха-куцуру (Белый Журавль). Остальные каты без оружия — Тэн, Ку и Ти — включают в себя 12 камаэ (боевых стоек), которые представляют 12 животных китайского Зодиака. «Камаэ,— сказал мне Кодзё,— никогда не должны быть напряженными, учитывая скорость, необходимую для атаки и контратаки».

Каждая камаэ в Кодзё Рю имеет свою специальную функцию. Например, Тисэйган Камаэ используется против противника, атакующего ногами; все, что нужно сделать, это принять стойку, выждать, пока он нанесет удар ногой, затем войти в контакт и бросить его. Фудо Камаэ придает вид непоколебимости (как у быка) и используется для устрашения возможного противника.

У кат, подражающих движениям животных, тоже есть свои стойки. Ката Хакуцуру имеет стойку На-мигаэй Камаэ (которая напоминает журавля, расправившего крылья), используемую при угрозе нападения четырех или шести противников, чтобы не дать им возможность приблизиться вплотную.

Кафу Кодзё рассказывал мне, что одним из секретов старых стилей китайского бокса было отсутствие камаэ, но он признавал, что в некоторых случаях стойки действительно выполняют свои функции и полезны при тренировках. Во время Второй мировой войны его отправили на Филиппины, и однажды, когда он в одиночку пробирался сквозь джунгли, его внезапно окружили около 20 филиппинских партизан. При виде их Кодзё принял стойку и издал громкий крик, при котором один из филиппинцев сейчас же убежал, а за ним в замешательстве последовали и остальные сбитые с толку партизаны. Кодзё побежал в противоположном направлении, скатился вниз по склону холма и продолжал свой путь.

Движения, отрабатываемые в катах Кодзё Рю, можно использовать в боевых ситуациях в том же виде или с небольшим изменением. Движения всегда должны быть свободными от напряжения, и раскованными и казаться очень легкими. Большую роль играет скорость, а во время боя не следует делать размашистых движений и излишне суетиться до тех пор, пока противник не откроется или не будет найдена брешь в его защите, «только тогда следует войти с ним в контакт и закончить бой одним мощным ударом». Основные правила для спарринга и боя таковы:

•   не используйте при атаке сложную технику;

•   двигайтесь так, как будто вы на пружинах;

•   отражайте и наносите удар одновременно.

Кафу Кодзё считает, что блоки в Годзю Рю и Уэти Рю слишком размашисты, чтобы быть эффективными, но полагает, что винтообразный удар кулаком обладает достаточной мощностью, когда его наносит   боец   с  хорошо   развитыми   плечами  и грудной клеткой, и что при его нанесении напрягаются мышцы, которые защищают жизненно важные точки на боковых сторонах грудной клетки. Кроме того, он предпочитает использовать кулак, расположенный вертикально (татэ-цуки), так как считает это положение более естественным и, .вероятно, более эффективным.

Уникальным приемом Кодзё Рю является блок тацумаки (торнадо, или смерч), с помощью которого, как считает Кодзё, можно отразить любую фронтальную атаку без оружия. Однако овладеть этим блоком нелегко. Обе кисти рук, ладонями обращенные наружу, одновременно вычерчивают цифру восемь в противоположных направлениях перед телом (когда отстоящая от тела рука поднимается вверх, а прилежащая к нему рука опускается вниз), ступни ног скользят и наносят удары попеременно, в то время как вся «бурлящая масса» медленно продвигается вперед.

Кодзё сказал мне, что любую атаку можно отразить и использовать ее в свою пользу. Если во время спарринга вы пропустили удар, обдумайте и проанализируйте последовательность событий, предшествовавших этому, так как причиной может послужить, казалось бы, даже незначительная ошибка. Весьма существенным в Кодзё Рю является практический опыт, приобретенный в свободном спарринге (дзию-кумитэ).

С годами вырабатывается естественная интуиция; интуиция — мобилизующий фактор успеха в воинских искусствах. Она подобна рефлекторному действию, возникающему естественным путем в ходе постоянных и упорных тренировок. В этой связи Кафу Кодзё утверждает, что он может инстинктивно определить, если кто-то собирается атаковать его, даже если предполагаемый нападающий находится вне поля зрения.