СИНТАРО ЕСИДЗАТО

Карате >СИНТАРО ЕСИДЗАТО

Малоизвестный стиль Кусин Рю был создан в Осаке в центральной Японии в 1937 году Кэнсэем Киндзё и Санносукэ Уэсимой. Киндзё, окинавец, преподававший каратэ в Осаке, был учеником Тесина Тибаны и выучил несколько кат Годзю Рю (вероятно, у Тёдзюна Мияги). Уэсима был учителем джиу-джитсу школы Консин Рю (Консин Рю дзюдзюцу) и обладал седьмым даном. Он пришел в додзё Киндзё, заинтересовавшись каратэ и решив немного им позаниматься.

Киндзё и Уэсима решили объединить свои знания в области боевых искусств и назвали возникший в результате этого сотрудничества стиль Кусин Рю, использовав в качестве первого слога, «ку», звук, передаваемый тем же китайским иероглифом, который в слове «каратэ» произносится «кара» (пустой), а слог «син» был взят из названия стиля Консин Рю Уэсимы. Стиль был официально признан обществом Дай Ниппон Бутокукай в 1939 году. Синтаро Ёсидзато, старший ученик и последователь Кэнсэя Киндзё, привез стиль Кусин Рю на Окинаву и познакомил с ним местных жителей в I960 году, когда открыл свой, существующий по сегодняшний день, додзё в квартале Одзяна города Гинован. Ёсидзато полагает, что, возможно, до сих пор существует еще один додзё в Осаке.

Ёсидзато начал заниматься каратэ, когда был еще маленьким мальчиком, соревнуясь со старшеклассниками и стремясь превзойти их. С 10-летнего возраста он тренировался у различных мастеров в Томари, одного из них звали Яра.

В 1935 году Ёсидзато отправился в Осаку, где поступил в додзё, принадлежавший Киндзё, и скоро стал одним из его помощников. Во время Второй мировой войны и после нее Ёсидзато не расставался с Киндзё.

Ёсидзато припомнил, что перед войной, когда центральная Япония только знакомилась с каратэ, считалось, что стандартное японское кимоно не подходит для занятий каратэ, так как ограничивает подвижность и свободу движений. Поэтому те, кто обучался каратэ, тренировались в обнаженном виде, не считая набедренной повязки или длинных хлопчатобумажных трусов. Это практиковалось во время занятий на открытом воздухе в Осаке даже в холодное зимнее время. Однако, поскольку все более милитаризировавшееся японское общество почитало императора и высших чиновников как богов и полубогов, Бутокукай обязал каратистов во время публичных показательных выступлений демонстрировать свое искусство полностью одетыми.

Таким образом, все, кто занимался каратэ в центральной Японии, стали носить тренировочные костюмы для дзюдо (дзюдо-ги), а местные коммерсанты, воспользовавшись ситуацией и не заставив себя дел го ждать, представили тренировочные костюмы, сготовленные из более легкого материала, кото-)ые они назвали каратэ-ги.

Тенденция ношения тренировочной одежды распространилась с центральных островов на Окинаву, где даже сегодня все еще принято раздеваться по пояс во время занятий и иногда удается встретить пожилого человека в набедренной повязке.

«Первоначально,— объяснил Ёсидзато,— свободный спарринг в Кусин Рю проводился без защитных приспособлений. Учащимся разрешалось наносить удары руками и ногами в любую точку тела соперника без ограничений, чтобы они учились на опыте избегать ударов и развивали в себе естественную интуицию. Фактически же ученики получали множество сильных ударов, следствием которых были синяки, кровоподтеки, сотрясения мозга, внутренние травмы и даже еще более опасные повреждения!» Чтобы свести травматизм к минимуму, соблюдались три основных правила:

1.  В пару можно было ставить только учеников одного уровня подготовки.

2.  Сначала учеников обучали напрягать мышцы в месте удара путем регулярной отработки каты Сан-тин. В этой связи Ёсидзато сообщил, что он мог выдержать удар ногой в область сердца, произведенный в полную силу, без всякого вреда для себя.

3.  Ученики не должны были фокусировать удары и вкладывать в них всю свою силу, поэтому, хотя в месте удара чувствовалась жгучая боль на коже, такие удары не были проникающими, В настоящее время, по совету Сэйтоку Хига из Бугэйкана, Ёсидзато   поощряет   использование   защитных   средств теми, кто не достиг высокого уровня мастерства.

С точки зрения Ёсидзато, деление каратэ на различные стили осуществили тогда, когда осознали, что это сулит большую потенциальную выгоду. «Фактически,— сказал он,— все каты очень сходны друг с другом, в конце концов, у человека только две руки и две ноги и диапазон его движений очень ограничен».

Ёсидзато хотел бы искоренить «узость взглядов» и предрассудки, бытующие среди многих учителей каратэ, для начала' отказавшись от названий стилей, однако, поскольку название Кусин Рю было дано его учителем, он считает некорректным для себя сделать первый шаг в этом направлении. Он объяснил, что «не название и не движения в катах отличают и характеризуют стиль учителя, а интерпретация этих движений, то есть технические приемы».

Из-за влияния, оказанного на Кусин Рю Уэси-мой, в него вошло множество приемов из Гяку-тэ, однако, хотя эта школа джиу-джитсу включает в себя удары руками и ногами, они не были заимствованы.

Другие техники и приемы были взяты из китайских и окинавских боевых систем, и Ёсидзато все еще поощряет своих учеников заниматься исследованием всех систем единоборств, включая европейскую борьбу и бокс. Стиль также содержит «18 секретных технических приемов Кусин Рю», но пока Ёсидзато только начал обучать этим приемам трех своих наиболее надежных учеников и последователей.

Каты Кусин Рю базируются на катах, которые мы обнаруживаем в современном Годзю Рю и Сёрин Рю, однако, поскольку эти каты были заимствованы до того, как стили получили свои официальные названия, Ёсидзато нелюбит говорить, что они пришли из какого-то определенного стиля. Названия кат следующие: Гэкисай, Сэйсай,Сантин, Сэсан, Сэёнтин, Сэпай, Супаринпа, Пассай Дай, Пассай Сё, Тинто, Кусанку и Годзюсихо.

По поводу тренировок Ёсидзато дал по секрету один совет: «Лучший способ обрести опыт и мастерство в каратэ — это преподавать его, так как наблюдение за своим студентом подобно созерцанию самого себя в зеркале».