Дзигоро Кано
Страницы [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12]
В течение этого года Кано начал читать регулярный курс лекций по Трем Элементам дзю-до, суть которых можно выразить следующим образом.
Дзю-до как физическое образование
Цель физического образования, говорил Кано, заключается в том, чтобы сделать тело «сильным, полезным и здоровым». Далее, в процессе физического образования все мышцы тела должны развиваться симметрично. Прискорбно, по словам Кано, что большинство видов спорта обычно развивают лишь определенные группы мышц и пренебрегают другими. В результате возникает физическая неуравновешенность. Кано разработал для занимающихся дзю-до определенный набор разогревающих упражнений, развивающих все мышцы тела. Кроме того, необходимы регулярные практики как ката, так и рандори. Ката, которые нужно выполнять как право, так и левосторонними, несут в себе основы атаки 'и обороны. С другой стороны, рандори представляет собой тренировку в вольном стиле. В обоих случаях все движения должны выполняться согласно принципу сэйрёку дзэн-ё — «наиболее эффективное использование силы».
Дзю-до как спорт
Рандори является основой состязания в дзю-до, спортивным элементом системы Кано. Летальные приемы в нем запрещены, и противники пытаются одержать чистую победу благодаря отточенной технике, наиболее эффективному использованию энергии и надлежащего чувства времени. Рандори представляет собой, таким образом, проверку прогресса человека в освоении этого искусства и позволяет ученику оценивать, насколько хорошо он способен действовать в сравнении с другими. Отмечая важность рандори, Кано особо подчеркивает, что соревновательность является лишь частью системы Кодокан Дзю-до, и ее значение не следует переоценивать.
Дзю-до как этическая подготовка
Обучение Кодокан Дзю-до, по мнению Кано, помогает человеку стать более бдительным, уверенным в себе, решительным и сосредоточенным. Еще более существенно то, что Кодокан Дзю-до рассматривалось как средство обучения применению другого важнейшего принципа Кано — дзита кеэи, «взаимопомощь и сотрудничество». В применении к общественной жизни, принципы Кодокан Дзю-до — прилежность, гибкость, экономичность, хорошие манеры и этичное поведение — являются огромным благом для всех.
В своих лекциях Кано, кроме того, выделил Пять Принципов дзю-до в повседневной жизни:
1. Внимательно
наблюдай за собой и обстоятельствами собственной жизни, внимательно
наблюдай за другими людьми, внимательно наблюдай за всем окружающим.
2. Владей инициативой в любом начинании.
3. Осмысливай полностью, действуй решительно.
4. Знай, когда следует остановиться.
5. Придерживайся среднего между радостью и подавленностью,
истощением и ленью, безрассудной бравадой и трусостью.
В течение
трех последующих десятилетий происходило последовательное
распространение Кодокан Дзю-до как на его родине, так и за ее
границами. Все эти годы Кано выдерживал полную нагрузку руководителя
Кодокана, директора Токийского высшего педагогического училища,
члена множества правительственных консультационных комитетов и, с
1909 года, роль главного представителя Японии в Международном
Олимпийском Комитете (в довершение, в 1922 году Кано был избран в
Палату Пэров). Хотя он продолжал давать лекции и демонстрации по
Кодокан Дзю-до, но примерно с тридцати пяти лет очень редко проводил
практические занятия.
В 1902 году Кано посетил Китай с целью официального осмотра
образовательных заведений. Династия Цин разваливалась, и обстановку
в Китае едва ли можно было назвать идеальной. По возвращении Кано
расширил академию для обучения китайских студентов, которую он
основал несколькими годами ранее в надежде, что эти студенты смогут
«сделать глоток свежего воздуха», а вернувшись, помогут в
модернизации своей родины. Хотя это не входило в список обязательных
дисциплин, некоторые китайские студенты занимались Кодокан Дзю-до во
время своей учебы в Токио. Далее