Азы ораторского мастерства
Целыми неделями тратишь душу на пошлую болтовню со всяким отродьем, а когда встречаешь настоящего человека, поговорить нет времени.
А. и Б. Стругацкие. Трудно быть богом
Умению говорить предшествует умение правильно стоять, ходить, держать осанку и жестикулировать. Зажатый и сгорбленный оратор — не оратор, это так, мямля какая-то. Неважно, какой он умный и знающий, воспринимать такого человека будут преимущественно как мямлю.
Второй этап — говорить и не' бояться этого, совершать ошибки в речи и относиться к этому спокойно.
Как этому научиться? Так же, как научиться плавать. Сначала отрабатывать навык на небольшой глубине, где можно опереться на дно. В нашем случае это разговоры с родными, друзьями, коллегами. Затем заходим в воду чуть поглубже и разговариваем с продавцами в магазинах, вашими клиентами, соседями.
Однако нужно именно разговаривать — не только по существу («Как дела», «Подайте уж это»), а рассказать что-нибудь, спросить о чем-либо и пошутить в тему ответа.
Запомните, что даже разговор с одним человеком — это публичное выступление.
Сначала это будет вас угнетать: «Как так, с женой (мужем, детьми) разговаривать так, словно я говорю на публику?»
Если у вас появились такие мысли — вы на верном пути. Значит, вы боретесь со стереотипом, что разговор с родными или близкими — это «просто разговор», а выступление перед публикой — это что-то иное. В действительности разницы нет — один слушающий, двое, десять или тысяча. Разница в вашем отношении, точнее, в вашем страхе, который вызван стереотипом «тысяче нужно говорить что-то другое, не то, что я говорю обычно другу или родственнику».
Однако теперь вы знаете, что «тысяча слушателей совсем не то, что один» — это стереотип и вымысел. А что делать со страхом, мы уже проходили. Просто — делать. В данном случае надо постараться каждый свой разговор длительностью более минуты представлять публичным выступлением Однако, чтобы делать это эффективно, нужно знать составляющие публичного выступления.
Поскольку сайт о самообороне, мы не будем углубляться в дебри риторики и ораторского мастерства, а остановимся на четырех основных моментах.
1. Начало
В любом выступлении (а под выступлением мы договорились понимать как беседу один на один, так и одного со многими) точно так же работает принцип лидера — сначала дать, затем взять. Вы даете аудитории что-то захватывающее — шутку, неожиданную репликy, забавный пример, какое-то действие, затем «берете» внимание аудитории, которое желательно не отпускать до самого конца выступления.
— Здравствуйте! Я чувствую, вы замерзли, ведь в зале довольно холодно. Поэтому предлагаю согреться. Поднимите руки над головой. Смелее, смелее, я верю, что в зале еще остались живые. Так, теперь потрите одну ладонь о другую. Быстро-быстро! Ура, теперь вы согрелись. Мы готовы.
Знаете, что это? Начало выступления одного докладчика на конгрессе бухгалтеров и аудиторов. Этот докладчик знал, как завоевать внимание, и воспользовался этим знанием, чтобы привлечь внимание к своему докладу, не менее скучному, чем доклады предыдущих докладчиков.
Не нужно гадать, какой доклад запомнился участникам лучше всего.
Или еще один пример.
Много лет назад в то время еще неизвестный Леонид Якубович в качестве конферансье выступал в Институте проктологии. Пора было уже объявлять выступающих, но люди в зале разговаривали, шумели и не обращали внимания на сцену. Якубович тогда спросил:
— Господа, скажите, в зале все врачи-проктологи?
Кто-то ответил?'
— Да, все!
Якубович и говорит:
— А это ничего, что я к вам лицом стою?
Все засмеялись и с этого момента внимание было приковано к конферансье.
2. Контейнер
В переводе с английского «контейнер» — это «вместилище». Вообще-то на месте контейнера должно быть слово «содержание», но оно показалось мне скучным. А никакое выступление не может быть скучным, если его таковым не сделает докладчик. Между прочим, это еще один урок: только вы решаете, как правильно говорить. Хотите сказать «контейнер» вместо «содержание» — говорите.
Ключевые принципы контейнера:
• «переход через горы». Ваше выступление должно походить на путешествие по горам: захватывающее начало, затем спуск к формальному, может, далее скучному тексту, после чего снова вверх, к чему-то важному или интересному для слушателей (если такого нет — анекдот или шутка) и далее в том же духе. Не давайте слушателям расслабляться;
• «вера совершает чудеса». Вы должны безусловно верить в то, что говорите, и эту убежденность стараться донести до собеседника. Даже если вы будете говорить плохо, заикаясь и глотая слова, ваша убежденность в своей правоте — это не менее половины успешного выступления. Естественно, речь не о пустой уверенности, ваша убежденность должна иметь под собой хоть какое-то основание;
• «говорит все тело». Мы умеем говорить сквозь узкую щель рта, почти не двигая губами, без мимики лица, с руками в карманах или по швам И походить со стороны на зомби или политика в Государственной думе. Глупо, верно?
Нужно артикулировать и жестикулировать — помогать словам всем телом Без фанатизма, но если вы говорите про высокие технологии, покажите рукой их высоту. Если отвечаете «Не курю» на соответствующую просьбу — помотайте головой, можете даже развести, извиняясь, руки. И открывайте рот, когда говорите, не цедите слова сквозь зубы. Понаблюдайте, как говорят ведущие новостей: отчетливо, так, чтобы даже глухие могли прочитать по губам;
• «находчивость». Не теряйтесь. Сказали что-то неправильно — не обращайте внимания и повторите еще раз, правильно, или извинитесь и повторите. Даже ведущие новостей иногда ошибаются, но не обращают на это внимания. Вы тоже не обращайте. Если потерялись и забыли, о чем хотели сказать, — есть техника «паровозика». Техника «паровозика» заключается в том, что каждое следующее слово цепляется за предыдущее слово или словосочетание. Берете последнее слово или словосочетание и прибавляете к нему что-то новое. Новое к старому, затем опять новое к старому, и так до тех пор, пока не найдете что сказать без «паровозика». Кстати о «паровозике» — весь этот абзац пример данной техники.
Ту же технику можно применить к вопросам. Если не знаете, что ответить, — повторите вопрос. Или даже на его основе постройте фразу.
— Есть закурить?
— Есть? Закурить? Это как покушать и подымить, что ли?
В подавляющем большинстве случаев на вопросы нужно отвечать. Оставляя вопрос без ответа, вы теряете лидерские баллы, даже если вопрос глуп и нелеп что, казалось бы, должны понимать все окружающие. В случае глупых вопросов или вопросов с подвохом эффективен юмор, о котором далее.
И последнее, но не менее важное. При передаче слушателям любого содержимого, то есть основы вашего выступления, отстраивайтесь от стереотипов и заученных фраз. В контейнере может лежать все, что угодно, но вы вправе самостоятельно раскрасить его в любые краски и доставать оттуда содержимое в любом удобном вам порядке.
3. Завершение
Любое выступление можно завершить как на спуске, так и на подъеме — это отсылка к принципу «переход через горы», если вы не поняли.
Можно просто завершить разговор любым образом и уйти — это будет «спуск». Такое завершение разговора годится для большинства бытовых разговоров и конфликтов.
А можно чем-то запомниться собеседнику — шуткой, нестандартным высказыванием или даже матерным оборотом Такое завершение — «подъемом» — чаще всего не годится для жесткого конфликта, особенно если вы не уверены в своих силах.
Самые внимательные спросят: а где же четвертый момент ораторского мастерства? А его нет. Я захотел и обозначил четыре момента, а перечислил три. Так что и вам совершенно нечего бояться говорить так, как хочется. Главное — говорить, говорить и еще раз говорить. Не можете говорить правильно и красиво — говорите много, быстро и громко. Прием «бабуина» помните?
Практическое задание
1. «О чем вижу, о том пою-2»
Это упражнение из предыдущей главки, но более продвинутое. Вам нужно не просто «петь, о чем видите», но делать это с отчетливым началом, серединой («контейнером») и завершением. Включая артикуляцию и жестикуляцию, разбавляя унылый текст шутками и прибаутками. С помощью «паровозика» говорить можно бесконечно, но вам достаточно 15—20 минут.
Повторять это упражнение нужно ежедневно на протяжении 1—2 недель или до тех пор, пока не научитесь с ходу говорить о чем угодно. Это упражнение подарит вам «легкость языка», умение начинать разговор в любой момент, цепляясь за что-то увиденное или пришедшее в голову.
Помните также о «безумном дервише», периодически донимайте (только без фанатизма!) им своих друзей и знакомых, а также незнакомых вам людей. Вообще, используйте любой повод, чтобы поговорить.
2. «Ужас в диктофоне»
Запишите свою речь на диктофон — лучше всего на каком-нибудь небольшом выступлении. Затем прослушайте. Скорее всего, вам не понравится то, что вы услышите. Это нормально. Статистика такова, что 90% людей не нравится запись их речи на диктофон. Оставьте запись с пометкой даты, а через месяц-другой выполнения упражнений из этой статьи повторите запись, сравните ее со старой и подивитесь своему прогрессу.
3. Рекомендую найти в печати или Интернете книгу В. П. Багрунова «Азбука владения голосом для болельщика». Она будет полезна не только болельщикам, поскольку содержит массу эффективных и простых упражнений для развития сильного и красивого голоса.
>>>