БУДО И БУ-ДЗЮЦУ

Статьи > Будо и бу-дзюцу

Практически все современные школы боевого искусства, т.е. стили, созданные после краха феодальной системы в Японии (революция Мэйдзи 1868 г.), и стили, созданные в XX в. в других странах на основе классических японских воинских искусств, объединены сейчас под общим названием син будо, т.е. новое будо. Этот термин обобщает целый комплекс дисциплин, в который будо и бу-дзюцу входят как составные части. Большинство современных стилей воинских искусств связаны с традиционными искусствами Японии. Основатели ряда современных направлений боевого искусства заимствовали для создания технической и теоретической базы своих школ элементы практики тех дисциплин, которые они изучали. Таким образом, множество элементов традиционных школ воинской подготовки приобрели в современных школах новые формы, придающие им характерные отличия и оригинальность. «Необхо-дим баланс старого и нового в процессе всего обучения, но следует покончить со сползанием в сторону публичного зрелища, отказаться от спортивных или состязательных моментов», - считает ведущий мастер школы Тояма-Рю и основатель собственной школы бу-дзюцу Накамура Рю сэнсэй Накамура Тайсабуро.

Основной целью множества видов современных школ бу-дзюцу является практика специализированных приемов рукопашного боя. Эти приемы чаще всего используются работниками правоохранительных органов и военных спецподразделений. Ряд других школ, претендующих на название бу-дзюцу, созданы в качестве прикладного метода самозащиты и нападения, а также способа духовного развития для обычных людей. Современные бу-дзюцу сохранили духовный аспект сэйси-о теэцу - преодоление мыслей о жизни и смерти. Это характерно практически для всех школ классической направленности, созданных для прикладного применения в бою и руководствующихся принципом буай синкэн себу, т.е. смертельных поединков между воинами профессионалами, что предполагает ведение боя на поражение максимально эффективным способом.

Обучение техническим действиям современного бу-дзюцу основано на методе отработки ката - т.е. комплексов формальных упражнений, т.к. приемы этих школ настолько эффективны, что использование их в спортивном поединке просто невозможно. В процессе обучения можно заметить широкое использование современных методик физической и психофизической подготовки.
Технические действия современных школ бу-дзюцу предлагают широкий арсенал приемов для самых разных ситуаций, куда входят приемы обезоруживания и обязательные разделы работы с оружием, а также способы ведения поединка с большим количеством противников. В качестве оружия чаще всего используются палки различной длины, нож и веревка, т.к. это предметы, наиболее часто попадающие в руки в обыденной жизни.

В отличие от сугубо утилитарных целей бу-дзюцу, будо в первую очередь ставит перед собой задачу физического и духовного совершенствования, реализации адепта как личности и активного члена миролюбивого общества.

Эти школы, помимо самообороны, предлагают ученикам занятия атлетической подготовкой и спортом. Совре-менное будо отрицает классические смертельно опасные боевые искусства и предлагает взамен широко развитые спортивные дисциплины. Введенная в будо концепция шиай (соревнования) заменила традиционную идею синкэн себу - поединка до смерти и, превратив врага в соперника, соответственно изменила главную концепцию боя. По мнению многих мастеров, в современных школах будо практически исчез воинский бескомпромиссный дух классических направлений боевого искусства. Соответственно, выполнение технических приемовв будо зачастую превращается в символическое, поединок ведется в игровой манере или в духе спортивного соревнования, предполагающего строгие правила, которые значительно ограничивают возможности применения техники и сам технический арсенал.
Большинство современных школ будо изучают методы поединка с одним невооруженным противником и практически не обучают способам применения оружия. Сама система подготовки не дает адепту знания многочисленных боевых средств и реалий настоящего рукопашного боя.

Следует понимать, что многие современные школы боевого искусства включают в себя элементы из обеих вышеописанных систем. Так, например, школы, в которых изучается техника реального поединка, позволяет, тем не менее, своим адептам периодически участвовать в состязаниях, правила которых, безусловно, имеют ограничения, но максимально приближены к реальным. В этих школах, как и в классических воинских искусствах, акцентируют внимание на ката, выполняемые в паре с партнером, на работе с различными видами оружия и на способах обезоруживания. Большую роль здесь играют методы оздоровления и духовного совершенствования.

Преподаватели многих школ считают, что оружие, которым является отточенная техника бу-дзюцу, не должно попадать в руки морально неподготовленного человека. Они выстраивают систему обучения так, чтобы привести адепта к возможностям применения реальной боевой техники постепенно (не форсируя событий), согласовывая это с развитием его духа. Для этого существуют опреде-ленные нравственные постулаты, собранные в правила додзе (додзе кун), знание и следование которым считается важной составляющей процесса обучения. Поэтому нередко можно видеть, как сугубо техническая система будо на каком-то этапе превращается в бу-дзюцу, включив в себя на определенном уровне мастерства реальные и высокоэффективные приемы и особые методы их тренировки, одновременно исключая спортивные аспекты, допустимые на начальном уровне.

Множество современных дисциплин включают в про-грамму подготовки своей школы различные методы ведения поединка голыми руками и разными видами оружия, не приветствуя жестко очерченной специализации. Некоторые школы, наоборот, практикуют только ограниченный арсенал технических действий, необходимый для выполнения узко очерченных задач. Школы, ориентированные на тради-ционные боевые искусства Японии, относятся в основном к первой группе, ведь большинство известных японских мастеров прошлого и настоящего, как правило, изучали несколько дисциплин, не специализируясь на какой-либо одной до тех пор, пока не достигали высокого уровня в нескольких школах. Считается, что большинство систем рукопашного боя делает акцент на каком-либо одном его аспекте, но только занятия всеми аспектами боевого искусства позволят стать истинным мастером.