НИНДЗЮЦУ - ИСКУССТВО ШПИОПАЖА

Ниндзя прославились на весь мир своей черной экипировкой и экзотическим оружием. Искусство ниндзю- цу уходит корнями в глубокую древность: впервые мастера шпионажа, или «искусства быть невидимым», упоминаются приблизительно в период 500—300 гг. до н. э. Раздел, посвященный методам шпионажа, содержится в классическом трактате «Военное искусство» китайского полководца Сунь-цзю. Термин «ниндзюцу» («методы искусства быть невидимым») применялся во всех видах воинских искусств, и это позволяет установить, что «искусство прокрадываться», «невидимость», «искусство маскировки» само по себе было отдельной воинской дисциплиной.

Ниндзя имели клановую организацию и, в отличие от самураев, не считали себя обязанными проводить поединки «честно». Если самурай, связанный кодексом чести, не мог или не желал взяться за какое-либо поручение, тогда нанимали ниндзя. Методы тайного проникновения в главный штаб врага выделились в рамках ниндзюцу в особое искусство — mopu-no-дзюцу. Методы же тайного проникновения во вражеские ряды в ходе военных действий составили другую специализацию ниндзя — тшайри-по- дзюцу.

Ниндзя всегда охотно использовали самое современное оружие, тогда как самураи нередко были привязаны к традиционным видам оружия — мечу, копью, ножу и алебарде. Ниндзя применяли как оружие самураев (с некоторыми собственными вариациями), так и множество других разновидностей вооружения. Мечи у них были более короткими и прямыми, чем у самураев; особенно ниндзя славились способностью молниеносно выхватывать меч из ножен. Если самураи обычно носили меч на левом боку, то ниндзя предпочитали носить свои короткие клинки за спиной.


Арсенал холодного оружия у ниндзя был чрезвычайно богат. В нем имелись и ручные метательные снаряды, и специальные клинки, посылавшиеся в цель при помощи потайной пружины. Вместо классических длинных луков современного кюдо ниндзя пользовались маленькими луками, а также применяли трубки для выдувания отравленных игл, крюки на веревках, удавки, шипы, кастеты, кинжалы, дротики, звездообразные метательные ножи, отравленные дротики, специальные духовые трубки, позволявшие брызнуть в противника кислотой, взрывчатые смеси, дымовые шашки7 железные шипы, которые можно было разбрасывать за собой по дороге, чтобы задержать преследователей, и огнестрельное оружие.


Кроме того, в ниндзюцу применялись методы сай- мин-дзюцу (гипноза) и ловкость рук, а также специальные приемы маскировки, помогающие «стать невидимым». Чаще всего для маскировки использовались три роли — старухи, старика и монаха Комусо-дзэн.

С помощью специального оборудования ниндзя мог-ли карабкаться по гладким отвесным стенам. Они достигали невероятных высот в искусстве контроля над дыханием (что позволяло им подолгу оставаться под водой). Когда необходимо было затаиться от противника, они могли замедлять сердцебиение. Они способны спрыгнуть со стены замка, освободиться от связывающих их веревок и цепей. Они могли преодолевать пешком или бегом очень большие расстояния, а также сохранять неподвижность в течение нескольких часов или даже дней.


Решающую роль в военных действиях ниндзя впер-вые сыграли в период царствования принца-регента Сё- току (574—622 н. э.). Монахи-воины нанимали их для защиты монастырей во время гражданской войны. В эпо-ху Камакура (1185—1334) действовало двадцать пять крупных центров ниндзя, большинство которых находи-лось в провинциях Ига и Кога. Ниндзя достигли такого могущества, что Ода Нобунага (1534—1582), один из «отцов-основателей» современной Японии, бросил против клана Сандаю в Уэно войско, насчитывавшее шестьдесят четыре тысячи воинов. Им удалось убить лишь около четырех тысяч ниндзя. В последний раз ниндзя сыграли решающую роль в истории Японии во время мятежа в Симабара (1637 г.).


Составить представление о духе ниндзюцу вам помо-гут комментарии и размышления некоторых мастеров из школы ниндзюцу Тогакурэ Рю. Следующие лаконичные замечания представляют собой новогоднюю речь, которую произнес в 1891 г. тридцать второй верховный на-ставник этой школы (цит. по: www.ninjutsu.com/source р.1, 1999):
1. Постигни мудрость, заключенную в том, чтобы про-являть терпение во времена бездействия.
2. Избирая дорогу своей жизни, выбери путь справедливости.
3. Ни желания, ни жажда удовольствий, ни зависимость не должны овладеть твоим сердцем.
4. Скорбь, боль и негодование — природные качества жизни; посему трудись, развивая непреклонность духа.
5. Помня в сердце своем о почтении к старшим, изучай науки и боевые искусства с уравновешенной реши-мостью.

Следующий фрагмент взят из трактата «Сущность ниндзюцу», принадлежащего перу Такамацу Тосицугу, тридцать третьего верховного наставника Тогакурэ Рю (цит. по: www.ninjutsu.com):
Сущность всех боевых искусств и воинских при-емов — самозащита и предотвращение опасности. В ниндзюцу идея самозащиты посредством боевЬй подготовки воплотилась в наиполнейшем виде, ибо искусство ниндзя позволяет защитить не только физическое тело, но также разум и дух. Путь ниндзя — это путь терпения, выживания и преодоления всего, что способно тебя уничтожить Ниндзюцу — это путь к тому, что необходимо нам для исправления недостатков мира. Искусство ниндзя — это искусство побеждать. Если мастер боевых искусств искренне стремится постичь сущность нин-дзюцу, освободившись от желаний своего эго, то постепенно ему откроется главный секрет неуязвимости — секрет того, как обрести «разум и глаза бога». Действуя в согласии с волею неба и беспристрастной справедливостью природы, сохраняя в сердце чистоту и безграничную веру в неизбежное, ниндзя достигает прозрения, которое помогает ему и с успехом сразиться на поле битвы, когда нужно победить, и с успехом укрыться от опасного врага, когда необходимо выждать время. Необъятная вселенная, прекрасная в своей холодной безличности, заключает в себе все, что мы называем добром и злом; в ней — все разгадки окружающих нас парадоксов.

А вот что говорит о сущности ниндзюцу Хацуми Масааки, нынешний (тридцать четвёртый) верховный наставник Тогакурэ Рю (цит. по: www.ninjutsu.com):


Я убежден, что всем мастерам боевых искусств всего мира следовало бы принять за образец нин-по — мастера ниндзюцу высшего ранга. Личное просветление достижимо лишь посредством полного погружения в воинскую традицию как образ жизни. Опыт столкновения лицом к лицу с опасностью, преодоление страха перед ранением или смертью и практическое знание индивидуальных сильных и слабых сторон человека дают последователю ниндзюцу силу и неуязвимость, которые нисколько не мешают любоваться цветами, колышущимися на ветру, ценить человеческую любовь и наслаждаться ми-ром и спокойствием в обществе. О достижении такого просветления свидетельствует обретение дзи- хи-ио-кокоро — «щедрого сердца». Щедрое сердце сильнее самой любви: оно способно вместить все, из чего слагается всеобщая справедливость, и все, что находит свое выражение в развертывании великого плана развития вселенной. Рожденное из про-зрения, достигнутого благодаря постоянному балансированию на грани жизни и смерти, щедрое сердце нин-по становится ключом к обретению гармонии и пониманию истин обоих миров — и мира духовного, и материального мира природы. Забудьте о своих печалях, обидах и злобе. Пусть рассеются они, как дым на ветру. Не отклоняйтесь от пути праведности: вы должны прожить жизнь, достойную человека. Да не овладеют вами ни жадность, ни страсть к наслаждениям, ни желания вашего эго. Примите свои скорби, печали и ненависть такими, как они есть, и поймите, что они дают вам шанс испытать ваши силы и дар, врученный вам самой природой.


За справками об изучении ниндзюцу школы Тогакурэ Рю обращайтесь в Будзинкан Додзё по следующим адресам:
Bujinkan Hombu Dojo
636 Noda, Noda-shi, Chiba-ken 278-0037, Japan Bujinkan Dojo, Ayase Training- Tokyo Budokan
3-20-1 Ayase, Adachi-ku, Tokyo 120-0005, Japan Tel: (03) 5697-21U
В Будзинкан Додзё принят следующий устав (дат. по: www.ninjutsu.com):
1. Будзинкан открыт только для тех, кто соглашается с правилами Будзинкан Додзё и готов соблюдать их.


Прочие в клуб не допускаются. Это означает, что к членству в клубе могут быть допущены только те, кто прочел этот устав и дал согласие его выполнять.

2. К членству в клубе допускаются только те, кто способен проявлять истинное терпение, кто владеет собой и предан делу. Соискатель должен пройти медицинский осмотр и предоставить справку о состоянии здоровья. Лица, страдающие психическими заболеваниями и наркоманией, а также соискатели с неустойчивой психикой в клуб не принимаются. Эти ограничения вызваны необходимостью закрыть доступ в клуб тем лицам, которые могут представлять опасность для окружающих. Так, следует отказывать в приеме людям, страдающим инфекционными заболеваниями, лицам с клиническими дефектами психического или физического развития, а также соискателям, неспособным в достаточной мере владеть собой.

3. К членству в клубе не допускаются лица с криминальным прошлым. Следует отказывать в приеме нарушителям общественного спокойствия, преступникам и тем жителям Японии, которые нарушают внутреннее законодательство страны.


4. Лица, не соблюдающие устав Будзинкан, совершая бесчестные и позорные поступки в клубе или за его пределами, должны быть исключены из клуба. Вплоть до последнего времени к членству в Будзинкан допускались многочисленные гости Японии. Но, к сожалению, среди них оказалось немало таких, кто проявлял агрессию в состоянии алкогольного опьянения, а также психически больных лиц и нарушителей обществен-ного спокойствия, думающих только о себе и не принимающих во внимание то, как их поступки могут отразиться на окружающих. Своими действиями эти люди бросают тень на добропорядочных членов Будзинкан. Отныне и впредь лица, повинные в подобных нарушениях, должны исключаться из клуба.


5. Соискатель должен дать обязательство, что не станет возлагать на Будзинкан вину за несчастные слу-чаи, которые могут произойти в связи с обучением (как в додзё, так и за его пределами). Это — чрезвычайно важный пункт. Лица, не желающие принимать на себя личную ответственность за возможные несчастные случаи, связанные с обучением в Будзинкан, не допускаются к членству в клубе. Повторим для ясности, что Будзинкан не несет ответственности за несчастные случаи, происходящие с учеником в каком бы то ни было месте в ходе обучения.


6. Каждый член Будзинкан должен получить ежегодно обновляемый членский билет. Этот документ не только служит поддержанию чести членов Будзинкан, но и делает ученика причастным к коллективу — к общности людей, каждый из которых обладает сердцем воина и которые сообща стремятся к самосовершенствованию путем тренировок укрепления дружеских взаимосвязей. Этот документ — свидетельство  славной воинской доблести, символ взаимной преданности и братской любви.
7. Традиции Будзинкан предписывают чтить природу и человеческую жизнь, а также признавать естественную связь между двумя следующими принципами: «Тайный закон тай-дзюцу — знание оснований спокойствия» и «Учеба — это путь к стойкому сердцу (фудосии)».


Мое знакомство с миром ниндзя состоялось случайно. В период пребывания в Фукуоке я однажды отправился со своей семьей в местный центр «изящных ремесел», расположенный в холмах за городом. Там работали красильщики и резчики по дереву, игрушечных дел мастера и каллиграфы. Первыми заметили ниндзя мои сыновья. Подойдя поближе, мы обнаружили, что перед нами — всего лишь манекен в черном костюме ниндзя, установ-ленный на высоком деревянном заборе, который отделял постройки центра ремесел от раскинувшегося позади леса. Вывеска над воротами гласила: «Ниндзя Мура» — «Селение ниндзя». За небольшую плату можно было «бросить вызов ниндзя», войдя в лабиринт лесных тропинок, битком набитых сигнальными устройствами — по большей части, спусковыми механизмами, которые приводили в действие деревянные и бамбуковые колотушки, своим треском якобы оповещавшие ниндзя о приближении врага. Кроме того, на пути попадались шаткие мостики и всевозможные преграды. Время от времени на деревьях и в тени густых зарослей попадались притаившиеся ниндзя — манекены, наподобие того, что украшал вход в «селение».


Вдоволь попетляв по лесу, посетитель добирался до крепостных рвов, преграждавших путь к дому ниндзя. Это были самые настоящие рвы с водой, перебраться через которые мог только тот, кто умел ходить и лазать по канатам. Около рвов стоял живой ниндзя, который по просьбе посетителя мог продемонстрировать технику преодоления водной преграды с помощью веревок. Впрочем, для тех, кто не отваживался на штурм, имелся и обходной путь. В конце пути посетитель попадал в дом ниндзя, который отличался от обычного большого дома, какие стоят в японских деревнях, только тем, что был полон разнообразных тайных ходов и скрытых раздвижных дверей.


Пока мы развлекались в «Ниндзя Мура», я обратил внимание на то, что одни препятствия — в особенности канатная переправа через ров и стены на подступах к водной преграде — походят на настоящие тренажеры, тогда как другие выглядят «игрушечными», предназначенными специально для детей и туристов. Позже мне сообщили, что неподалеку от этого аттракциона находится настоящий додзё ниндзюцу и что семейство ниндзя, владеющее этим клубом, сдает «Ниндзя Мура» в аренду на дневное время часть своего оборудования и имущества, а тренировки в додзё проходят по вечерам, когда «Ниндзя Мура» закрывается.