Интервью с профессором Томасом Коли

Профессор Томас Коли — это великолепный пример западного человека, который сумел обогатить свою душу путем изучения японских боевых искусств. 3 октября 1999 г. он получил черный пояс восьмой степени из рук роси Масанао Ямадзаки, главы школы каратэ-до Сакуга- вы Кёсики Сёриндзи Рю. В настоящее время он занимает пост главы международного отделения Рюдзин Кэмпо Дзюцу и Всеяпонской федерации каратэ-до кэмпо с центром в Когавара-мура (Япония). Кроме того, он возглавляет институт каратэ-до и кэмпо Иссинкайкан, под юрис-дикцией которого находятся 45 додзё и 108 обладателей черного пояса.
Изучать Сёриндзи Рю Коли начал в 1957 г., в Вирги- ния-Бич (штат Виргиния, США), под руководством сэнсэя Асаки Масаюки. В 1961 г. он поступил на службу в
военно-воздушные силы и был направлен на японскую базу Футю. Там он занимался в додзё сэнсэя Узки Маса- аки. В 1963 г. он также начал обучаться в школах каратэ- до Сакугава Кёсики Сёриндзи Рю и кобудо Юйсинкай под руководством Окады Дзиро, обладателя черного пояса пятой степени.
В 1966 г. Коли был переведен на службу в Таиланд, где получил от короля Таиланда медаль за усилия на ниве преподавания каратэ-до. Вернувшись в Японию, на военно-воздушную базу Мисава, он встретился с Огасаварой Токусиро, верховным наставником школы Сакугава Кёсики Сёриндзи Рю. У сихана Огасавары Коли проучился дольше всего, и в 1976 г. получил из его рук черный пояс седьмой степени. В 1986 г. сихан Огасавара Токусиро умер. В настоящее время школу Сакугава Кёсики Сёриндзи Рю возглавляет Огасавара (Андо) Тэйкэйсиро. Его преемником станет обладатель черного пояса девятой степени сихан Нарита Сатору.
Кроме того, профессор Коли многим обязан занятиям в школе Конгокё-дзэн под руководством роси Масанао Ямадзаки, который недавно скончался охсердечной не- достаточности.
Джонс: Какая подготовка, по вашему мнению, необходима западному человеку, который намеревается изучать будо в Японии? Кош: Необходимо подготовиться и психологически, и физически. Всегда полезно читать книги о будо, книги по истории боевых искусств, классически трактаты. Кроме того, прежде чем пытаться освоить хотя бы начатки будо, нужно привести себя в безупречную физическую форму.
Джонс: Каковы те худшие ошибки, которые может допустить западный человек, изучая будо в Японии?
Коли: Хвастовство, похвальба. Недостаток искренности. Невнимание к основам этикета и недостаточно серьезное отношение к будо.
Джонс: Можете ли вы назвать три качества, которые помогут западному ученику извлечь максимальную пользу из обучения будо в Японии?
Коли: Скромность, искренность и спокойное поведение.
Джонс: Каковы черты различия и сходства между прак-тикой будо в США и практикой будо в Японии?
Коли: Западные ученики в большинстве своем много знают о технике и об истории будо, а также теоретически разбираются в философии. Восточные ученики могут меньше знать, но то, что они все-таки знают, они знают гораздо лучше, чем западные. На Западе существует четыре основных подхода к обучению каратэ-до: многие занимаются каратэ-до как спортом, некоторые — как искусством, некоторые — как системой самообороны, а некоторые — как наукой. Те, для кого каратэ-до — это искусство, неизбежно по-грязают в тонкостях, доступных и понятных лишь немногим. Те, кто видит в каратэ-до средство самообороны, ориентируются только на эффективность. Сторонники «научного» подхода связывают каратэ-до с природными законами и изучают в дополнение гео- ' мантию и математику.
Самое главное — понять, что в Японии каратэ- до, как и любое другое искусство, практикуется с целью самосовершенствования. Я провел шесть лет
в Рокунохэдзи (дзэн-буддийском монастыре) в префектуре Аомори. Среди прочего я научился искать дзэн в каратэ-до. Дзэн в каратэ-до — это яркий образ дзэн в его активной фазе. Мастер Ямадзаки из Рокунохэдзи помог мне понять, что каратэ-до — это активный дзэн, а созерцание — пассивный дзэн. Каратэ-до становится проявлением дзэн в тот момент, когда мы начинаем видеть в нем выражение природы и естественности на высочайшем их уровне. По сути техника каратэ-до заключает в себе «искусство безыскусности», то, что мастер Огасавара Токусиро называл «управляемой случайностью», подобной падению листа с ветки.
Джонс: Какой ответ приходит вам на ум первым, когда вас спрашивают, чему вас научил дзэн?
Коли: Спешка пагубна, как и все, что с ней связано. Терпение — вот что главное для нас как учеников каратэ-до, особенно в том, что касается продвиже-ния по иерархической лестнице степеней, освоения новых ката, приобретения технических навыков и так далее. Сэнсэй каратэ-до наблюдает за учеником так же, как садовник наблюдает за ростом дерева. О дереве можно сказать: оно^растет без цели, оно не ищет коротких путей, кабкдый шаг на его пути4— это одновременно и начало, и конец. Воспитать в себе такую установку помогает ежедневная практика созерцания ft медитации. Да, терпение очень важно — как и терпимость. Это — основания мира и спокойствия. Мы должны понимать, что всякий человек привержен своему мнению или своей философии, точно так же, как мы привержены своим убеждениям. Мы не имеем права говорить, что только нам известна истина. Обучение, наставления и просветление — вот те орудия, которые помогают нам бороться против нетерпимости и фанатизма. Кара- тэ-до — это не религия, как и дзэн. И это нужно понять с самого начала. Всякий, кто пытается превратить каратэ-до или дзэн в религию, только извращает, искажает их. Каратэ-до — это жизнь. Жизнь — это каратэ-до. В каратэ-до нет притворства, нет обмана.
Джонс: Если бы у вас было всего несколько минут, чтобы дать напутствие своему ученику, уезжающему в Японию для изучения будо, что бы вы ему сказали?
Коли: Постоянство — волшебное слово, раскрывающее суть искусства. Отрабатывайте блоки и удары — снова и снова. Будьте терпеливы, старайтесь почувствовать каждый камешек под ногами на этом пути — ведь этим путем вы еще никогда не проходили. Будьте осторожны и терпеливы. Путь просветления ведет вверх, все выше и выше. Подружитесь с самим собой. Додзё должен оставаться для вас священным местом, потому что он — символ просветления. В нем не должно быть места невежеству, жадности, враждебности, насилию и предрассудкам.
Джонс: Что вы можете сказать о роли природы и о естественности движений?
Коли: Нужно слиться воедино с природой, со всем миром. Близость к природе усиливает в нас любовь к истине и свободе. Цель каратэ-до — взращивать в людях мудрость. Простого знания недостаточно. Не теряйте из виду цель, ради которой вы изучаете каратэ-до. Эта
цель — взращивать умудренность. Способность воспроизвести все необходимые движения и усвоить все философские принципы — это еще не мудрость. Это — заемное знание. Простое знание не приближает человека к истине; простое знание не делает нас свободными — иногда оно даже делает нас рабами. Будьте выше техники, будьте выше знания! Ити ковасу (Разбей камень!)