Смотрите подробности косметология лица домашних условиях здесь.
Дидактическое пособие игрушка шнуровка.

Что такое додзе

Залы для занятий японскими боевыми искусствами — так называемые додзё (букв.: «место Пути») — чрезвычайно многообразны по размерам и форме. Первоначально термином «додзё» обозначалось место для медитаций, место чести и силы, своего рода убежище. Обдумав это японское название, можно составить представление о том, чего именно ожидает от вас учитель. Вообще, всегда полезно задумываться о глубинном значении терминов, с помощью которых японский будоист описывает внутренние и внешние особенности своей практики. Вы будете тренироваться именно в додзё, а не в спортивном зале. И каким бы скромным ни казалось место, отведенное для тренировок, вы должны будете чтить и уважать его, ибо это — место, в котором будут совершенствоваться ваши тело, душа и поведение.

Японские додзё во многом различаются между собой в подходе к преподаванию, в реакции на присутствие иностранцев и в особенностях принятых отношений между старшими и младшими учениками и между учителем и учеником. И различия эти проявляются даже в рамках одного стиля, поэтому обучение в любом западном додзё само по себе не может подготовить вас к тому, с чем вам придется столкнуться в Японии.

Если вы не привязаны к какому-то определенному хомбу (например, в связи с наличием рекомендательных писем или заранее назначенным местом проживания), то прежде, чем остановить свой выбор на том или ином додзё, посетите его и удостоверьтесь, что вас устраивают принятые в нем традиции. И даже после того, как вы сделаете выбор, постарайтесь найти время для того, чтобы посетить и осмотреть другие клубы, а по возможности и потренироваться в них. Великий японский мечник Миямото Мусаси часто повторял: «Изучай все искусства».


Отправляясь в новый додзё, прилично оденьтесь. Я обычно надевал костюм с галстуком. Этот жест вежливости всегда ценили по достоинству, однако сейчас он уже воспринимается как старомодный. Оденьтесь так, как если бы вы направлялись на интервыо для приема на работу. В каком-то смысле именно это'вы и делаете. Кроме того, во время тренировок я старался вести себя спокойно и с достоинством. Помните, что за вами наблюдают, — даже если вы этого не замечаете. Старинное самурайское изречение гласит: «У стен есть глаза». Если вы хотите произвести хорошее впечатление, не откидывайтесь на спинку сиденья, не кладите ногу на ногу, не суетитесь, не озирайтесь по сторонам, не смейтесь и не переговаривайтесь с соседями.


После занятий я подходил к старшему ученику. Его обычно можно опознать по месту, которое он занимает. Когда все ученики садятся лицом к сэнсэю, старший ученик занимает крайнее правое место в ряду. Я всегда высказывал благодарность за то, что мне позволили понаблюдать за тренировкой, и выражал восхищение стилем и успехами учеников. После этого меня, как правило, представляли сэнсэю, и если мне удавалось пройти первое испытание — то есть сидеть тихо и вести себя вежливо, — то меня приглашали присоединиться к группе. Приглашение такого рода носит легкий дружеский характер и не подразумевает, что вы должны тотчас же принять ответственное решение.

На основании каких критериев оценивать додзё? Как понять, подходит вам эта группа или нет? Вы должны задать себе четыре вопроса. Во-первых, доверяете ли вы этому стилю? Выглядит ли он достаточно надежным в своих основах? Применим ли он, по вашему мнению, на практике? Испытываете ли вы волнение и радость, наблюдая за движениями учеников? Пробуждает ли этот стиль чувство прекрасного? Я заметил, что, обнаружив подходящий для себя вариант боевого искусства, человек обычно испытывает смутное чувство узнавания. Это чувство сродни тому, что охватывает путешественника, вернувшегося домой.

Во-вторых, доверяете ли вы этому учителю? Внушает ли он вам уважение и чувство уверенности? Нравится ли вам его манера преподавания? Достаточно ли четко учитель демонстрирует приемы? С достаточным ли уважением он относится к ученикам? Владеет ли он ситуацией в группе?


В-третьих, доверяете ли вы ученикам из этого додзё? Ведь именно с учениками вам предстоит физически контактировать большую часть времени. С достаточным ли уважением и осторожностью относятся эти ученики друг к другу во время тренировок? Уважают ли они учителя? Чтут ли они додзё? Можно ли судить по их успехам о компетентности учителя? Соблюдают ли эти ученики правила поведения в додзё? Как старшие ученики обращаются с младшими?


В-четвёртых, какое ощущение вызывает у вас все происходящее в этом додзё? На основе уже сделанных выводов о стиле, учителе и учениках у вас должно возникнуть общее чувство симпатии или антипатии к этому додзё. Учитесь доверять своим интуитивным ощущениям. Когда вы станете сравнивать несколько вариантов, один из них без всяких видимых причин покажется вам самым удачным. Гораздо безопаснее выбрать именно этот вариант, чем вступить в такой додзё, который кажется достойным, но вызывает у вас необъяснимые сомнения.


Предварительно посещая додзё, в который вы намереваетесь вступить, обязательно соблюдайте следующие несколько правил. Вне зависимости от того, какого разряда вы уже достигли, надевайте белый пояс и занимайте место среди самых младших учеников. Если вай предложат присоединиться к ученикам постарше, подчинитесь, но все равно держитесь немного позади них. Такое поведение свидетельствует о смирении—добродетели, которая ценится в будо очень высоко. Кроме того, оно показывает, что вы неплохо знакомы с этикетом додзё и достаточно скромны.


Если вы тренируетесь в додзё от случая к случаю, не вступая в группу, то следует вносить плату «за место на татами». Эта плата, символизирующая ваше сознание долга перед наставником, должна составлять три—пять долларов. Нередко управляющий додзё отказывается брать предложенные деньги. Но ваше дело — предложить. В противном случае ваше поведение будет сочтено обидным и неприличным.