ВОСПИТАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Главная > Карате

Цель занятий каратэ – формирование физически здоровой, творчески активной личности, включенной в постоянный процесс самосовершенствования, разностороннего развития и проявления своих способностей, отдающей предпочтение волевым, нравственным и эстетическим ценностям.
   Каратэ дает возможность каждому занимающемуся попробовать свои силы, определить свои «плюсы» и «минусы». На занятиях ученикам приходится преодолевать всевозможные трудности, физические напряжения, бороться с болью. При этом успех в освоении техники и тактики каратэ зависит от того, насколько сильно развита их воля.
   В научной литературе воля определяется как «сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков».
   Воля форма психического отражения, проявляющаяся в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних и внутренних препятствий.
   Волевое поведение проявляется не во всякой, а только в сознательно направленной деятельности, когда человек ставит цель и борется за ее достижение, преодолевая трудности и прилагая при этом волевые усилия.
   Осуществляя волевое действие, спортсмен, занимающийся каратэ, противостоит власти непосредственно испытываемых потребностей, импульсивных желаний: для волевого акта характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен», «я могу».
   Волевое действие может быть реализовано в простых и сложных формах. В простом волевом акте побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически. Для сложного волевого акта существенно то, что действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов (побуждений), принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана его осуществления.
   Примером особо сложного волевого действия являются поступки, совершаемые в ситуациях, где имеется активное противоборство, реальная повышенная опасность для жизни и здоровья самого субъекта и окружающих, неясность обстановки, нехватка времени и информации для принятия решения, большой риск ошибочных действий.
   Воспитание волевых качеств происходит на основе строгого выполнения спортивного режима, обязательной реализации тренировочной программы и установок тренера, создания дополнительных трудностей в процессе тренировочных занятий, применения соревновательного метода. Для воспитания волевых качеств могут быть использованы следующие приемы создания дополнительных трудностей в тренировочных занятиях. Для воспитания выдержки и настойчивости, психической устойчивости к преодолению тяжелых ощущений – выполнением упражнений с заданием показать наивысший результат после напряженной тренировки (об упражнении заранее не сообщается). Для повышения надежности навыков, воспитания уверенности – тренировка в непривычных условиях, упражнения с препятствиями. Для воспитания стойкости и самообладания – соблюдение заданной скорости или темпа при сбивающих факторах. Для воспитания бойцовских качеств, воли к победе – обеспечение конкуренции в тренировочных занятиях и соревнованиях. Наблюдения над слабовольными людьми показывают, что, как правило, они не умеют органи-зовать ни свою работу, ни свой отдых. Хватаясь то за одно, то за другое дело, они ничего не доводят до конца. Волевой человек – хозяин своего времени. Разумно организуя свою деятельность, он не торопясь выполняет намеченное, поведение его характеризуется собранностью и целеустремленностью.
   В числе основных волевых качеств спортсмена обычно выделяют такие, как целеустремленность, инициативность, решительность, смелость, мужественность, самостоятельность, дисциплинированность, выдержка.
   Мужество – личное качество, выражающееся в способности действовать решительно и целесообразно в сложной, опасной обстановке.
   Решительность – умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения.
   Самостоятельность – умение не поддаваться влиянию различных факторов, которые могут отвлечь от достижения цели, критически оценивать советы и предложения других, действовать на основе своих взглядов и убеждений.
   Смелость – умение побороть страх и идти на определенный риск ради достижения цели, несмотря на опасности. Преодолевать чувство страха на занятиях помогают различного рода упражнения, связанные с риском (прыжки через препятствия, разнообразные сложные кувырки и др.), а также разбивание твердых предметов, поединки с более сильными партнерами.
   Инициативность умение работать творчески, предпринимать действия и совершать поступки по собственному почину.
   Дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общепринятым правилам, установленному порядку.
   Выдержка – умение затормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения.
   Независимо от вида спортивной деятельности каратисту нужны в совокупности все развитые волевые качества, и потому всестороннее воспитание их должно входить в основное содержание его подготовки.
   Задачи волевой подготовки органически сливаются с задачами полноценной мотивации поведения каратиста, формирования нравственных и интеллектуальных основ спортивной деятельности, взятыми в их практическом аспекте. Решение этих задач составляет неотъемлемую часть нравственного и интеллектуального воспитания каратиста и одновременно важнейшую сторону его волевой подготовки – то, что можно назвать морально-волевым и интеллектуально-волевым воспитанием, без которого не может быть морально воспитанной разумной воли.
   Волевые качества, развитые в соответствии с особенностями спортивной деятельности и ставшие чертами личности каратиста, определяют в комплексе важнейшее свойство «спортивного характера» – волю к победе, способность к предельной мобилизации и сосредоточению, уверенность, эмоциональную и общую психическую устойчивость. В единстве с этим свойством воспитываются и такие черты характера каратиста, как дисциплинированность, обязательность, спортивное трудолюбие.
   Так как развитие волевых качеств, проявляемых в двигательной деятельности, имеет своей материальной предпосылкой совершенствование физических способностей, двигательных навыков и умений, практические задачи волевой подготовки каратиста решаются на основе реализации задач его физической, технической и тактической подготовки.
   Одно из главных средств воспитания воли – преодоление трудностей. Для этого нужны определенные условия: трудности преодолеваются систематически, а не от случая к случаю; они не остаются неизменными; степень возрастания трудностей не исключает возможность их преодоления. Закономерности спортивного совершенствования ставят каратиста перед необходимостью систематически преодолевать трудности, связанные с тренировочными нагрузками, требуют увеличения и оптимального регулирования их. Система тренировочных нагрузок представляет, таким образом, и систему факторов развития воли.
   В подготовке каратистов можно выделить две категории трудностей: объективные и субъективные.
   К объективным, специфичным трудностям в каратэ относятся трудности, связанные с овладением техники, проявлением быстроты реакции, скорости и силы, выносливости, с неуклонным соблюдением этикета додзё в зале и в повседневной жизни. Волевая подготовка, направленная на преодоление объективных трудностей, идентична для всех спортсменов. Она органически переплетается с технической, физической и тактической подготовкой каратистов.
   Объективные трудности, общие для всех занимающихся, можно дифференцировать по степени трудности в зависимости от пола, возраста и уровня мастерства каратистов. Эту их особенность необходимо учитывать при составлении классификационных программ по каратэ и при проведении занятий с различным контингентом занимающихся.
   Субъективные трудности отражают личное отношение ученика к тому или иному упражнению или заданию, к условиям их выполнения, поэтому воспитывать волю для преодоления этих трудностей необходимо на основе тщательного учета индивидуальных особенностей ученика, учета его личного опыта.
   Неудачное выполнение базовой техники на тренировках, на соревнованиях (падения, травмы, неоднократный проигрыш на соревнованиях и др.) у отдельных каратистов сопровождается сильными эмоциональными переживаниями. В связи с этим часто возникают астенические эмоции: чувство страха перед выполнением отдельных упражнений, боязнь противника, неуверенность в своих силах.
   Не всем ученикам удается преодолеть возникающие трудности. Люди со слабой волей не выдерживают, уходят из секций. И здесь многое зависит от волевой и нравственной подготовленности самого тренера, его умения направить действия учеников в нужное русло. В ходе тренировки необходимо умело применять разные формы поощрения и наказания, похвалы и принуждения. В арсенале каратэ их достаточно много. Нужно уметь убедить ученика в том, что разочарования и поражения в преодолении трудностей неизбежны, они необходимы для дальнейшего его совершенствования. Уверенность и спокойствие тренера всегда передаются ученику, так же как и его нервозность, неопределенность в высказываниях и т. д.
   Исправляя с помощью тренера свои недостатки, преодолевая страх ученик сможет обрести потерянную уверенность.
   Практической основой методики волевой подготовки в додзё является:
   а) регулярное приучение учеников к обязательной реализации тренировочной программы и соревновательных установок. Привычка доводить любое дело до конца, быть обязательным формируется в тренировке через неотступное выполнение системы тренировочных заданий, продуманно спланированных и принятых в качестве конкретной программы действий. Если задание разумно и посильно, законом для ученика должно быть обязательное его выполнение. Ученик должен быть убежден (а тренер призван обеспечить это), что к высотам мастерства нет легких путей и что высоты эти становятся тем ближе, чем выше степень усилий, прилагаемых к их достижению. Задачи волевой подготовки здесь вплотную связаны с задачей воспитания трудолюбия.
   Воспитанию привычки к систематическим усилиям и настойчивости в преодолении трудностей во многом способствуют деловой стиль организации занятий, четко регламентированный режим тренировочной работы, личный пример обязательного отношения к делу, постоянно подаваемый тренером, сформированная им и всеми членами спортивного коллектива традиции безусловно выполнять добровольно взятые на себя обязательства;
   б) системное введение дополнительных трудностей. Для направленного воздействия на развитие волевых качеств каратиста необходимо дополнительно создавать трудные ситуации, требующие проявления воли. Особенно в периоды, когда он достаточно хорошо адаптировался к очередным тренировочным нагрузкам.
   Чем значительнее трудность, тем тщательнее должна быть подготовка к ее преодолению. Особенно скрупулезно разработанной методики требует преодоление трудностей, связанных с «психическим барьером», закрепленным неудачными попытками в прошлом;
   в) использование соревновательных начал и отношений. Первостепенное значение соревновательного метода в формировании черт спортивного характера определяется тем, что этот метод исходит из естественных начал спортивной деятельности (стрем-ления к первенству, установки на достижения), приводит в действие мобилизующую силу специфических межличностных отношений, присущих спорту, ставит тем самым спортсмена перед необходимостью предельного выявления своих возможностей и требует в то же время способности владеть собой в самых сложных ситуациях. При этом только регулярное участие в соревнованиях и систематическое использование соревновательных начал при организации тренировочных занятий могут быть постоянно действующими факторами формирования характера спортсмена.
   По мере адаптации спортсмена к соревновательным нагрузкам и ситуациям роль соревновательного метода в волевой подготовке не уменьшается при условии, что степень требований, предъявляемых к волевым качествам, возрастает. Это достигается введением дополнительных трудностей в тренировочные формы состязаний, увеличением числа и частоты соревнований, повышением степени ответственности соревнований и варьированием их условий. Самым серьезным испытанием волевых качеств спортсмена являются официальные соревнования высшего ранга, особенно значимые как в личном, так и в общественном отношении;
   г) последовательное усиление функций самовоспитания. Воспитание воли не мыслится без способности активного и целеустремленного управления собой, своими устремлениями, действиями, поступками. Высшим же выражением этого является самовоспитание.
 

 

 
   Самовоспитание воли предполагает в первую очередь осмысление спортсменом сути своей спортивной деятельности и самопознания. Направляющая роль тренера заключается здесь в том, чтобы создавать условия для последовательного повышения степени разумной активности, инициативы и самостоятельности ученика в решении задач спортивного совершенствования, вооружать его знаниями, умениями и навыками, необходимыми для полноценного самовоспитания, и ненавязчиво контролировать результаты их усвоения.
   Практическими средствами и способами самовоспитания воли могут служить: неотступное соблюдение общего режима жизни, организованного в соответствии с требованиями спортивной деятельности; самоубеждение, самопобуждение и самопринуждение к безусловному выполнению тренировочной программы; саморегуляция эмоций, психического и общего состояния посредством аутогенных и подобных им методов и приемов; постоянный самоконтроль.
   Важную роль в овладении искусством каратэ играет и психологическая подготовка, цель которой – формирование и совершенствование значимых для спорта свойств личности путем изменения системы отношений спортсмена к процессу деятельности, к самому себе и окружающим. Формирование и закрепление соответствующих отношений создается путем интегрального воздействия на спортсмена спортивного коллектива, тренера и других лиц, а также путем самовоспитания. Нельзя требовать от начинающего заниматься каратэ ребенка высоких результатов и сразу. Лучше всего относиться к спорту как к хобби ребенка. Следить за его успехами нужно как бы незаметно, но всегда пояснять, что это важно. Ребенка надо готовить не к крупным успехам, а к большим провалам. В мире нет ни одного спортсмена, у которого не было бы неудач. Ребенок психологически хуже готов к поражению. Поэтому нужно говорить ему: «Не волнуйся, главное – это твое самосовершенствование. Неудача – это необходимая случайность». Ни один великий спортсмен не стал бы великим, если бы у него вовремя не было провала. Спорт – очень тяжелое занятие. Если не верить в себя, в свое призвание, рано или поздно человек уйдет из спорта.
   На занятиях каратэ нередко возникают страхогенные ситуации самого различного характера, связанные с риском. Спорт нельзя сделать абсолютно безопасным, даже при хорошем надзоре некоторый риск, несомненно, присутствует. Основная причина появления чувства страха у учеников заключается в том, что ребенок не способен действовать в страхогенной ситуации. Его пугают новизна или внезапность возникновения ситуации.
   У детей наиболее распространено чувство страха перед предметами и объектами физического действия. Они бояться планки для прыжков в высоту, препятствий, кувырков и падений. Как правило, такой страх возникает у учеников при первом знакомстве с выполнением двигательного действия на снарядах или после первой неудачи на них. Поэтому при освоении новых снарядов важно создавать для обучающихся ситуацию успеха.
   Возникает чувство страха и перед техникой выполнения двигательного действия. Это чувство страха тесно связано с боязнью получить осуждение учителя за неверно осуществляемое действие. Под влиянием страха, несмотря на любые старания, ученик может забыть порядок действий, отдельные действия, движения или выполнять их неточно. Если он слишком часто получает замечания от учителя, то его чувство страха будет увеличиваться, а неуверенность расти.
   Преодоленное чувство страха является важным вкладом в волевую подготовку каратистов. Для развития воли нужно постепенно усложнять и видоизменять объективные препятствия. При этом выполнение опасного физического упражнения выступает в сознании ученика как самостоятельное, целенаправленное волевое действие. В каратэ имеется много упражнений, выполнение которых вынуждает преодолевать страх. Среди них акробатические упражнения, опорные прыжки, кувырки и падения, разбивание твердых предметов, кумитэ.
 

 
   Преодоление чувства страха способствует укреплению всех волевых качеств.
   Волевую и психологическую подготовку спортсмена осуществляет главным образом тренер путем систематического управления состоянием и поведением спортсмена в процессе занятий каратэ.
   Психологическая подготовкаэто система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у учеников свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.
   Психологическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой – позволяет противостоять пред соревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т. д.).
   Психологическое напряжение проявляется на тренировке и соревнованиях. Напряжение в тренировочном процессе связано, главным образом, с необходимостью выполнять все более возрастающую физическую нагрузку. В экстремальных условиях соревнований к нему добавляется психическое напряжение, диктуемое целью достижения определенного результата, чувством страха.
   Исходя из того, что после больших нагрузок психика спортсмена восстанавливается дольше других функций, на первый план выходит знание тренером признаков психического перенапряжения.
   Принято выделять три стадии психического перенапряжения: нервозность, порочную стеничность, астеничность.
   Большинство тренеров каратэ считают возможным участие учеников в первых соревнованиях через шесть месяцев после начала занятий так как тактико-техническая и физическая подготовка спортсмена, даже самым лучшим образом организованная, оказывается подчас недостаточной для достижения победы. Соревнования предъявляют свои специфические требования к психике спортсмена.
   Динамика предсоревновательного и соревновательного психического напряжения характеризуется стартовым безразличием, боевой готовностью, стартовой лихорадкой, стартовой апатией.
   Стартовое безразличие означает, что спортсмен достаточно спокоен и объясняется тем, что предстоящие соревнования не представляют для него особой значимости, уровня его подготовленности вполне достаточно для победы. Считается, что стартовое безразличие не может способствовать проявлению резервных возможностей организма, которые вскрываются только благодаря экстраординарным психическим состояниям. Поэтому состояние стартового безразличия определяется как неблагоприятное. Однако в профессиональном спорте и, в частности, в профессиональном каратэ до, наряду с весьма ответственными соревнованиями планируются и чисто коммерческие бои, перед которыми такое состояние можно рассматривать как желательное.
   Состояние боевой готовности является оптимальным, так как обеспечивает гармонию всех функций организма, когда возможно проявление его резервов. Подведение спортсмена в таком психологическом состоянии к моменту старта требует огромного педагогического мастерства тренера.
   Психологическое напряжение, возрастая, может перейти в психическую напряженность и спортсмен попадает в состояние, называемое стартовой лихорадкой и характеризуемое дисгармонией функций и систем, обеспечивающих деятельность, наблюдается падение энергетических возможностей. В этом состоянии результат боя совершенно не предсказуем, хотя значительно больше шансов, что он будет отрицательным.
   Стартовая лихорадка – это преобладание процессов возбуждения над процессами торможения. Спортсмен при этом выглядит чрезвычайно возбужденным, отличается повышенной тревожностью, беспокойством, суетливостью, неустойчивостью настроения, упрямством, раздражительностью. У него учащается сердцебиение, возникает ненужное мышечное напряжение.
   Стартовая лихорадка появляется обычно за несколько дней до ответственных соревнований, сопровождается большим напрасным расходом физической и психологической энергии и истощает силы спортсмена еще до начала соревнований.
   Не контролируемое состояние стартовой лихорадки может привести к резкому падению психического напряжения и переходу в опасное состояние, практически не поддающееся коррекции и называемое стартовой апатией.
   Стартовая апатия – это, в противоположность стартовой лихорадке, преобладание процессов торможения над процессами возбуждения. Каратист при этом теряет интерес к соревнованию, становится безынициативным, вялым, подавленным, сонным. У него ослабляются процессы восприятия явлений и реагирования на внешние раздражители, ухудшается координация движений, особенно при сложных технических действиях, снижается точность, показатели силовой и скоростной регулировки. Технические приемы каратист выполняет нестабильно, некоторые движения невольно делает преждевременно. Он начинает допускать ошибки, которые ранее не делал.
   Состояние стартовой лихорадки или стартовой апатии перед ответственными соревнованиями возникает не зависимо от воли спортсмена и очень трудно поддается произвольной регуляции.
   Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод о чрезвычайной важности применения средств и методов психопедагогики в сфере восточных единоборств.

 
   На психическое состояние спортсменов прежде всего эффективно влияет словесное воздействие авторитетного тренера, опытного наставника. Тренер обязан разъяснить правила поведения на соревнованиях, правила проведения самих соревнований, привести примеры из своей практики, помочь спортсменам поверить в свои силы, дать анализ их подготовленности. Нужно отметить успехи на предыдущих соревнованиях и дать общие характеристики предполагаемых противников.
   Перед каждым спортсменом следует поставить задачу – вести поединки смело, решительно, в атакующем стиле, и, в то же время, корректно, не травмируя соперника.
   Специальная психологическая подготовка спортсмена к конкретному соревнованию представляет собой определенную систему взаимосвязанных звеньев. Процесс подготовки должен учитывать особенности темперамента каратистов. К сожалению, психологическая подготовка осуществляется тренером в достаточной степени интуитивно. Так как подготовка тренера, имеющего даже высшее физкультурное образование, в области психопедагогики спорта явно недостаточна, а спортивный психолог, знающий конкретный вид спорта, встречается крайне редко. Содержание же в команде штатного психолога затруднено отсутствием финансирования со стороны государственных органов. Поэтому психическое развитие спортсмены приобретают не в результате целенаправленной работы, а благодаря деятельности в экстремальных условиях и естественному отбору. Многие тренеры стараются использовать эффективные методы древних мастеров единоборств, проверенных временем. К ним, к примеру, относятся и медитативные упражнения, постепенно подводящие спортсмена к контролю и управлению психикой во всех жизненных ситуациях, включая и такие сложные, которые возникают в процессе освоения единоборств.
   Таким образом, психологическая подготовка спортсменов включает общую (круглогодичную) подготовку, психологическую подготовку к соревнованиям, управление нервно-психическим восстановлением спортсменов.
   В процессе психологической подготовки у каждого каратиста формируются специальные морально-психические качества: устойчивый интерес к спорту; дисциплинированность в соблюдении тренировочного режима; чувство долга перед тренером и коллективом; чувство ответственности за выполнение плана тренировок и выступления в соревнованиях; трудолюбие и аккуратность.
   В процессе управления нервно-психическим восстановлением спортсмена снимается нервно-психическая напряженность, восстанавливается психическая работоспособность после напряженных тренировок, соревновательных нагрузок. Нервно-психическое восстановление осуществляется с помощью словесных воздействий, в процессе отдыха, переключением, рекреации и других средств. Для этой цели используются также рациональные сочетания средств ОФП в режиме дня, средства культурного отдыха и аутотренинга. Средства и методы психологически-педагогических воздействий должны использоваться на всех этапах круглогодичной подготовки каратистов, постоянно повторяться и совершенствоваться.