Синтоизм

Главная > Карате

 Древнейшей и самой распространенной религией японцев является синтоизм. Происходит это название от слова «синто» – путь (учение) богов». В отличие от конфуцианства и буддизма, синтоизм – сугубо национальная религия, характерная только для японцев. В её основе лежит поклонение всевозможным ками – сверхъестественным существам.
   Святыни синтоизма имеют много богов. Японцы говорят, что если вы прогневили одного бога, то всегда можете молиться другому. Это реальная свобода поклонения.
   Синтоизм представляет собой обширный комплекс верований, обычаев, традиций и обрядов, сравнительно поздно получивших название «синтоизма» с целью отделить их от религий, которые пришли из Китая – буддизма (букке) и конфуцианства. Вместе с христианством, появившимся в Японии после 1549 г., это дает совокупность четырех религий – все они сохраняются на островах до нынешнего времени. Не случайно говорят, что японец живет как конфуцианец, женится как синтоист и умирает как буддист. В доме у него обычно два алтаря – синтоистский и буддийский.
   Синтоизм возник из древнего культа одухотворения природы и обожествления умерших предков. Согласно синтоизму, человек ведет свое происхождение от одного из бесчисленных божеств и духов – ками. Основные виды ками: духи природы (ками рек, гор, дождя, ветра и т. д.); незаурядные личности, объявленные ками; силы и способности, заключенные в людях и природе; духи умерших. Человек после смерти тоже становится ками.
   Среди ками особое место занимает верховное божество – богиня Солнца Аматэрасу-о-ми-ками («Великая богиня, сияющая на небе»), которая считается родоначальницей династии японских императоров. Мифы о ней являются основой японской мифологии, отраженной в древнейших летописных сводах VII века – «Кодзики» и «Нихон сёки». Верховной жрицей культа Аматэрасу всегда становится одна из дочерей императора.
   Как утверждают японцы, в мире существует восемь миллионов ками («очень много»). Одни ками обеспечивают хороший урожай, их называют Фуку-но-ками. Другие приносят несчастье, их называют Магацу-ками. В каждой деревне было святилище синто, в котором поклонялись самым главным ками в этой деревне.
   Задача синтоиста – призвать побольше добрых духов и помириться со злыми.
   Ками обладает способностью воплотиться в ритуальные предметы (меч, фигурку божества или дощечку с его именем) и такой предмет – синтай, превращается в объект поклонения. Синтоистское богослужение состоит из 4 элементов – очищения (хараи), жертвоприношение (синсэй), краткой молитвы (норито) и возлияния (наораи). Эта религия не требует от своих последователей молитв или чтения священных текстов. Достаточно лишь участвовать в храмовых празднествах и церемониях. Цель человека – гармонично существовать с природой, отсюда обычай – в японских жилищах почти отсутствует мебель, и каждый дом, по возможности, украшается маленьким садиком или лужайкой, элементами дикой природы.
   Синтоистское святилище (дзиндзя), как правило, состоит из двух частей: хондэн, где хранится символ культа (синтай), и хайдэн – зал для молящихся. Обязательным атрибутом является устанавливаемая перед святилищем арка П-образной формы – тори.
   В основе синтоизма лежит провозглашение божественной природы власти японского императора, родословная которого уходила к богам. «В императорах живут боги, которые и руководят всей их деятельностью». Отсюда и идея о непрерывности императорской династии. Философские школы синтоизма формируют еще одну часть идеологии – кокутай (тело государства), согласно которой божества живут в каждом японце, осуществляя через него свою волю. Открыто провозглашается особый божественный дух японского народа и его превосходство перед всеми остальными. Было также объявлено об особой роли Японии в этом мире, где она должна занимать центральное место. Принципы о богоизбранности Японии и его народа выливаются в захватническую внешнюю политику, начало которой положили японо-китайская (1894-1895) и русско-японская (1904-1905) войны. В 1930-е годы создается программа по образованию Великой Японии, которая должна включать в себя Китай, советский Дальний Восток и страны Юго-Восточной Азии. В 1937 году начинается война с Китаем, в ходе которой были разгромлены не только китайцы, но и поддерживающие их англичане. В течение последующих лет были завоеваны Филиппины, Малайзия, Сингапур, Бирма и др. В ходе военных действий всех поражало мужество, переходящее в фанатизм, японских воинов, которые жертвовали своей жизнью во имя победы. Особую известность в этот период получили специальные части камикадзе, или летчики смертники, Мало кто и сегодня знает, что своим появлением камикадзе обязаны синтоизму.
   Впервые этим термином, обозначающим в переводе «божественный ветер», были названы тайфуны, уничтожившие в 1274 и 1281 гг. монгольские суда, направлявшиеся к берегам Японии. Богиня Аматэраса, покровительница безопасности Японии, якобы возложила обязанность по охране страны на летчиков, направляемых «божественным ветром». Все погибшие объявлялись богами (ками) и в их честь воздвигались храмы и устраивались ежегодные (17 сентября) пышные церемонии, возглавляемые самим императором. Этой же чести удостаивались все воины, отдавшие жизнь за могущество Японии. Поэтому, отправляясь на верную смерть, японские воины верили, что они уже становятся богами.
   После поражения Японии во второй мировой войне был объявлен отказ от синтоизма, как государственной идеологии и прекращено финансирование его храмов.
   В декабре 1945 г. синтоистские учреждения были отделены от государства, часть синтоистской литературы была запрещена. 1 января 1946 г. японский император публично отказался от своего «божественного» происхождения.
   Однако принципы синтоизма живы. Рабочие и сотрудники предприятий и сегодня отказываются от отпусков и проводят на работе более 10 часов. Святая вера в особое предназначение своей страны заставляет их забыть все личные интересы и выгоды во имя главной идеи – Великой Японии. Сегодня синто – это способ существовать в мире природы, в ладу со всеми населяющими его духами.
   Всю жизнь японца связывает долг чести «гири», который предписывает ему следовать соответствующим правилам поведения. Этот долг, основанный на строго предписанном регламенте человеческих взаимоотношений, обязывает японца вести себя «подобающе», иногда даже вопреки собственному желанию, выгоде. Долг чести также требует щадить самолюбие и достоинство других.
   Японцы с детства приучены не раскрывать своих чувств, они избегают прямого соперничества, поскольку победа одного будет означать «потерю лица» для другого. Краеугольным камнем японской морали служит верность, понимаемая как долг признательности старшим. Беспрекословное подчинение своему учителю очень характерно и в каратэ. Ученик обязан подчиняться воле учителя, даже если учитель не прав, даже если он поступает вопреки справедливости. Японская мораль не ставит целью переделать человека заново, а стремится лишь обуздать его сетью правил подобающего поведения.
   Из вышесказанного следует, что из синто в бусидо перешли два основополагающих понятия: патриотизм и верноподданичество, приобретшие гипертрофированные черты.
   Когда 1300 лет назад в страну был привнесен буддизм, начался процесс взаимовлияния и взаимопроникновения этих двух религий. Во многих храмах происходило одновременное поклонение ками и буддам.