РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И РЕКЛАМЫ В ПРОПАГАНДЕ КАРАТЭ

Главная > Карате

Эффективным средством пропаганды каратэ как здорового образа жизни являются средства массовой информации. Если в годы зарождения каратэ в СССР любая небольшая публикация в печати об этом виде единоборств становилась сенсацией, то сегодня газеты, журналы, книги выходят в свет массовым тиражом. О большинстве спортивных событий мы узнаем именно из газет и трансляций по различным телевизионным каналам. К сожалению, содержащаяся в них информация не в полной мере и не всегда точно отражает процессы, происходящие в сфере единоборств, историю развития разных стилей, содержание и организационную структуру федераций. Нечасто встретишь в наших периодических изданиях материалы, где бы говорилось о глубинных процессах в сфере каратэ, о поединках, отмеченных не борьбой только за очередную медаль, а мыслью, отвагой и бойцовским характером, о захватывающем психологизме спорта, о великодушии и благородстве и их антиподах, с которыми приходится бороться. Мало непредвзятой и взвешенной информации о жизни и деятельности федераций, визитах иностранных гостей; о личных судьбах пионеров российского каратэ и известных спортсменов, тренеров, судей. Иногда это происходит из-за неверной оценки того или иного события, что во многом зависит от степени причастности к ним автора, а иногда факт искажается намеренно, в угоду политическим или личным пристрастиям. Но чаще всего искажения в печати связаны со слабой профессиональной осведомленностью авторов. Именно с этим явлением мы сталкиваемся, листая страницы некоторых специализированных газет, журналов и многочисленных книжных изданий. Огромный поток легковесной литературы и неграмотного изложения материала обрушивается на неискушенного читателя. На «модную» тему стали писать и молодые журналисты региональных газет, ни разу не одевавшие кимоно. Кстати, продолжается это до сих пор. Вся беда в том, что те, кто владеет пером, не занимаются каратэ и не разбираются в его проблемах. Те же, кто имеет опыт занятий, не владеют пером. И так происходит не только в России, но и во всем мире. В том числе и в Японии, с ее традиционно строгим отношением к боевым искусствам.
   Стягивая информационное пространство и время в «здесь» и «теперь», обладая способностью демонстрировать в популярной и научной, художественной и рациональной формах исторический опыт эволюции человечества и современные достижения во всех областях духовной и материальной жизни, СМИ могли бы стать массовым средством образования народа. В том числе и в сфере единоборств.
   К сожалению, эту социальную роль СМИ в настоящее время не исполняют, так как, по существу, не являются общенародными, общегосударственными, а выступают большей частью средством реализации частных, корпоративных, партийных и олигархических интересов. СМИ становятся Средством Массового Искажения. СМИ переполнились, как утверждает В.И. Мурашов, информационной заразой, разлагающей прежде всего молодое поколение, душу народа и общественный организм. Практически исчезли образовательные радио– и телепередачи.
   Журналисты региональных средств массовой информации далее сухой примитивной информативности не идут. Им важны очки, секунды, медали. «Золотым штампом» помечено великое множество корреспонденций, зарисовок, статей. Заголовки: «Золото высшей пробы», «Есть золото» и др. заполнили страницы газет и журналов. А раз так, любыми средствами дерись за свое «золото», не стесняйся в средствах, потому что победа спишет все. Для каратэ подобное «воспитание» было чуждо во все времена. Ученики, идущие по Пути, должны быть уверены – только великая цель рождает великую энергию. Главная же цель – победа над самим собой, достижение вершин духовного само-совершенствования.
   Распространившийся в последнее время обмен информацией по сети Интернет в значительной мере затронул деятельность многих федераций каратэ. Большинство из них старается разместить свой сайт в Интернете с информацией о своем стиле, своих достижениях, планах мероприятий и др. Конечно же, использование современных компьютерных и информационных технологий в оптимизации учебно-тренировочного процесса актуально для улучшения профессиональной подготовки в каратэ. Но при этом созданные компьютерные средства обучения должны вызывать к себе доверие обучающихся. В ходе работы над этой книгой мне довелось заглянуть в Интернет. Знакомство с некоторыми сайтами мировой информационной сети, не скрою, привело в шоковое состояние. Сайты федераций переполнены не только пошлостью и словоблудием, но и абсолютно безграмотным изложением сути и содержания каратэ. Наиболее полной и методически грамотной информацией отличаются только сайты российской и региональных федераций кёкусинкай каратэ. Врочем, методические разработки, научно-исследовательские и популярные работы федерации кёкусинкай каратэ всегда отличались глубиной разработки и профессионализмом. Работы руково-дителей этой федерации А.И. Танюшкина, В.П. Фомина, О.В. Игнатова и других хорошо известны занимающимся каратэ. В.П. Фомин – ведущий методист федерации, разработавший совместно с А.И. Танюшкиным еще в 80-е годы базовые принципы подготовки и преподавания стиля кёкусинкай каратэ. Они неоднократно публиковались в прессе, освещались в телевизионных и радиопрограммах.
   Первые публикации о каратэ в России появились еще в 60-х годах, но на них мало кто обратил внимание. Самой первой была небольшая статья о каратэ в газете «За рубежом» (1963.). Отдельные материалы печатались в журналах «Спортивная жизнь России», «Физкультура и спорт», «Культурно-просветительная работа (Встреча)», «Телевидение и радиовещание», «Здоровье», «Проблемы Дальнего Востока», «Цигун и спорт». Более подробно и свободно писали о каратэ издания прибалтийских и закавказских республик, такие как «Советская молодежь» (Рига), «Молодежь Эстонии», «Молодежь Грузии» и «Молодежь Азербайджана».
   В 1979 году в журнале «Вокруг света» появилась статья К. Преображенского «Каратэ начинается с поклонов». Это была первая подробная статья о каратэ, передающая дух боевых искусств.
   Популяризации каратэ способствовали также книги Г. Попова, А. Долина, А. Маслова, М. Богачихина, статьи И. Оранского, переводные книги мастеров японского каратэ, европейские журналы «Каратэ – ринг», «Сэнсей», «Черный пояс», «Тайна ниндзя» и др. Большой общественный резонанс вызвал единственный номер журнала «Будо», вышедший в 1989 году.
   Первая и единственная в СССР регулярно выходившая в свет газета «Черный пояс» появилась в конце 1989 года в Чувашской Республике. Его учредителями стали Чувашская ассоциация восточных единоборств (президент В.А. Тимофеев) и ДСО «Динамо» (зам. председателя В.И. Шакин). Автор и редактор – Н.А. Каштанов. Годом позже журналистом Н.А. Каштановым была учреждена и выпущена первая в Чувашской Республике спортивная газета. С тех пор каждую из многочисленных попыток издать спортивную газету в республике называют первой. Традиция, однако!
   Пример Чувашских журналистов стал заразительным. Через два года после выхода первого номера «Черного пояса» в стране начался настоящий газетный бум. Наиболее содержательными и интересными были газеты «Каратэ до» (Иркутск), «Сатори» (Тверь), «Супер кэмпо» (Киев), «Черная жемчужина» (Санкт-Петербург), «Кумитэ» (Москва).
   В 1990 году, в рубрике «Институт человека» ежемесячного журнала «Культурно-просветительная работа (Встреча)», стали публиковаться статьи по общей и специальной подготовке в каратэ кандидата искусствоведения В. Фомин и врача И. Линдера.
   Говоря о газетных публикациях нельзя не отметить чувашские газеты «Молодой коммунист» (Молодежный курьер) и «Советская Чувашия». На страницах этих изданий опубликованы сотни статей о каратэ. Первая в Чувашии статья о каратэ появилась в газете «Молодой коммунист» (автор Н.А. Каштанов) в апреле 1981 года. Называлась она «В добрый путь, каратэ».

 
   В 90-х годах самым популярным среди занимающихся каратэ стал журнал «Кэмпо» (гл. редактор А.Е. Тарас). Учредитель – Минская издательско-полиграфическая компания «Эридан». Более профессиональных российских журналов лично я не видел ни до, ни после. Интересен и научно-популярный методический журнал «Додзё», выходящий с периодичностью раз в два месяца (изд. ООО «Будо-спорт»). С 2002 года выходит журнал этого же издательства «Япония. Путь кисти и меча». Главный редактор журнала – доктор исторических наук, заведующий отделом Древнего Востока института востоковедения РАН А.Н. Мещеряков. Журнал выходит 4 раза в год объемом 64 страницы.
   Попытки издания журналов, естественно, предпринимаются постоянно. Например, «Каратэдо Бушидо», «Вызов пределам». Однако выходят они не регулярно. Также не регулярно появляются газеты «Вестник каратэ», «Боевые искусства», «Центр каратэ», «Кумитэ», «Кёкусинкай каратэ в России».
   Среди многих факторов развития каратэ особая роль принадлежит телевидению.
   Влияние телевидения на спорт и общество зависит, прежде всего, от самого общества и тех ценностей, которое оно пропагандирует, а также от той спортивной политики, которую оно проводит.
   К примеру, американские телекомпании транслируют в год более 20 тыс. часов спортивных передач. Бюджеты многих спортивных организаций зависят от телевизионных доходов. Ежегодно телекомпании приобретают права на трансляцию соревнований на сумму более 3 млрд долларов.
   Значительно раздвинули рамки спортивных трансляций и увеличили доходы европейских спортивных организаций от телевидения кабельные телеканалы «Евроспорт», «Скринспорт» и др.
   Оказывает ли телевидение в России влияние на проведение спортивной политики? На мой взгляд, оно влияет только с точки зрения популяризации того или иного вида спорта, в том числе и каратэ. И не оказывает никакой финансовой помощи в деятельности российских спортивных организаций, федераций и клубов, за исключением футбола и хоккея.
   Как известно, Россия является одной из немногих стран, где телевидение не платит за получение права на телетрансляцию спортивных соревнований. Существует парадоксальная ситуация, когда спортивные организации не только не получают доход от продажи этих прав, а наоборот, вынуждены сами платить за выход на телеэкран. Это положение можно изменить лишь созданием соответствующей законодательной базы и консолидацией всех государственных и общественных органов управления в сфере спорта (в частности каратэ) и входящих в их системы федераций, спортивных клубов, школ и др. с тем, чтобы склонить телеканалы считаться с их интересами и мировой практикой.
   Надо признать, сегодня телевидение, в отличие от прошлых лет, все чаще показывает и говорит о каратэ. Сюжеты о единоборствах регулярно появляются в передачах «Вокруг света», «Уроки каратэ». Спортивные цикловые передачи готовятся и на государственных каналах. Даже транслируются спортивные соревнования по разным стилям (канал «Спорт», «7 ТВ»).
   При трансляциях телепередач о каратэ огромное значение имеет личность комментатора, связующего звена между местом события и телезрителем. Ведь именно этот человек сообщает нам все подробности происходящего события, различные интересные факты связанные с ним. Иногда мнение журналиста имеет огромное влияние на мнение «фанатов» каратэ, сидящих возле экранов. Из сказанного следует, что ведущий телепередачи должен досконально разбираться в секретах каратэ. Профессионалом в этом плане можно назвать ведущего телепередачи «Путь дракона» Глеба Музрукова. Передача пользуется большим успехом у телезрителей.
   Анализ всех спортивных программ, транслируемых различными российскими каналами телевидения, показывает, что основную часть эфирного времени все же составляют репортажи о соревнованиях, причем львиная доля из них приходится на трансляцию футбола и хоккея.
   Если учесть, что ежегодно только в общероссийских спортивных календарных планах многочисленных стилей каратэ предусмотрены сотни различных мероприятий и соревнований только на территории России, да еще каждый регион сам проводит не менее, то можно сделать вывод, что телевидение не уделяет еще необходимого внимания проблемам каратэ. На канале ГТРК «Чувашия» передач о каратэ почти нет.
   Вместе с тем ясно, что телевидение и каратэ имеют взаимный интерес. Телевидение интересуется спортом, так как последний позволяет увеличить зрительскую аудиторию. Спорт заинтересован в телевидении как источнике финансирования и популяризации. Более того, присутствие телевидения привлекает спонсоров и рекламодателей, принося дополнительные доходы. Телевидение играет роль пропагандиста спорта. Оно создает у населения интерес к спорту и подталкивает к занятиям спортом.
   С целью пропаганды и стимулирования роста интереса к каратэ федерации и клубы стараются проводить соревнования разного уровня в малых городах, сельской местности. Значительный приток занимающихся обеспечивается показательными выступлениями наиболее подготовленных учеников, встречи с родителями по месту жительства. Важную роль играют дни открытых дверей в спортивных клубах, фестивали боевых искусств. Важную роль в информационном обеспечении занятий каратэ в отдаленных регионах приобретают выездные семинары ведущих мастеров и инструкторов. Целесообразно также проводить сборы региональных инструкторов в Центральных додзё, где можно было бы получить информацию об изменениях в структуре стиля или техники выполнения отдельных действий, о планируемых мероприятиях, о судействе и др.