Конфуцианство

Главная > Карате

Если одним из полюсов философской мысли Китая было признавать даосизм, то другим полюсом её было конфуцианство, учение Конфуция, которое в общих чертах, призывало общество к строгому порядку, что в большинстве случаев больше устраивало власть имущих, чем проповедуемая даосами идея независимости личности.
   Большую же независимость личности, как нам уже известно, предлагал буддизм. Он предлагал независимость человеку не только от внешних обстоятельств, но и от самого себя.
   Для того, чтобы лучше понять учение о Дао, мы должны глубже вникнуть в учение Конфуция, потому что развивались эти две системы параллельно, взаимно влияя друг на друга.
   Конфуцианство трудно назвать религией в полном смысле этого слова. Скорее, оно представляет собой некое этико-социальное учение, в котором утверждалось главенство разума над чувствами.
   Основатель конфуцианства – китайский философ Конфуций (551 г. до н. э. – 479 г. до н. э.). Его учение изложено в книге «Лунь юй» («Рассуждения и беседы»). Родился он в городе Цуйфу. Поэтому Цуйфу – такое же святое место для китайцев, исповедующих конфуцианство, как Мекка для мусульман.

 
   Конфуций создал целую систему морально-этических норм и правил поведения, таких, как почитание предков и родителей, уважение к старшим и подчинение им, стремление к внутреннему совершенствованию и др.
   Благородный человек должен обладать шестью добродетелями: человеколюбием (жэнь), чувством долга (и), поведением, соответствующим нормам (ли), знанием (чжи), верностью (синь), сыновней почтительностью. Человеколюбие включало в себя: милосердие, сдержанность, скромность, доброту, сострадание и любовь к людям. Долг – это сумма моральных обязательств, добровольно принятых на себя.
   Нормы поведения – это основа учения: церемонии, правила этикета, обряды.
   Знание – изучение древних книг, а также опыта, накопленного поколениями. Верность – покорность и искренность по отношению к вышестоящему. Милосердие – справедливость к нижестоящему.
   Согласно учению Конфуция, китайская цивилизация считалась самой совершенной и потому должна была быть примером для подражания всеми другими народами.
   Конфуций первым заговорил о дао как о «праведном пути», жизненной правде, которая стоит выше людских мнений и всей «тьмы низких истин». Дао у Конфуция – это правда каждого отдельного человека и народной жизни в целом. Истинный Путь в жизни, утверждал Конфуций, берет начало в человеческой природе и становится зримым благодаря правильно выстраиваемым связям человека с другими людьми.
   Конфуций верил, что показать пример праведного пути – единственный способ исправить нравы и что перед благотворным воздействием такого примера не устоят даже самые грубые и невежественные люди.
   Известно в Японии конфуцианское учение Ван Янмина (1472-1529). Его догмы обращались прежде всего к личности и опирались на интуицию и нрав-ственность. Конфуцианское учение Ван Янмина (оёмэй) утверждало, что только постоянными физическими усилиями человек может научиться контролировать свой разум и только это и есть «истинное учение».
   Такой процесс обучения направлен на достижение «образцовых выдающихся знаний и добродетели». Теоретические знания вместе с практической деятельностью, базирующиеся на самодисциплине, помогают человеку достичь уровня самопознания, недостижимого никакими другими способами. Во многих отношениях система Ван Янмина напоминает философию дзэн-буддизма. Она ставила дело выше слов и побуждала человека быть напористым, отстаивать свои права. Из конфуцианства Бусидо переняло прежде всего требование верности долгу. В числе главных принципов кодекса Бусидо выделялись: верность долгу, храбрость, отвага, честность и прямота, простота и воздержанность, презрение к личной выгоде и деньгам.