Во-вьетнам

"Во-вьетнам" – это переводится с вьетнамского как «боевые искусства Вьетнама», к ним относят: бой с голыми руками (во-туат) и бой с оружием (ко-во-дао). До того как Вьетнам был завоеван Францией в (1984 году) там было много школ и стилей боевого искусства. Но когда была распущена вьетнамская армия и был введён запрет на преподавание рукопашного боя, как с оружием, так и без него, искусство рукопашного боя Вьетнама ушло в подполье. За пол века некоторые из стилей исчезли вовсе.

Но сила колонизаторов постепенно ослабла, и местная администрация стала состоять практически полностью из вьетнамцев. Впрочем, колонизаторы считали, что во времена пушек и пулеметов даже самые велики мастера кулачного боя мастера меча и копья не представляют угрозы для государства. И в 30-е года 20 века вьетнамские боевые искусства снова стали возрождаться.

К концу 30-х годов стали известны в колониальном Вьетнаме примерно 20 школ. Такие как Тайшон-Нян, Ким Ке, До Нханг, Са Лонг Чыонг, а также Тхиеу-Лам (вьетнамская версия китайского стиля Шаолинь-цюань), Ба-Хак (от китайского Белого журавля), Зыонг-Ланг (от китайского Танлан-цюань), Во-Бинь-Динь (по названию провинции), Во-Тхай-Бинь (то же самое), Хонг-За-Куэн (от китайского Хун-цзя), Хоанг Лонг (Огненный Дракон), Лям-Шон (Лазурная Гора), Вин Чунг (от китайского Вин-Чун) и многие другие.

Но большинство этих школ были немногочисленны и походили более на секты. Всё дело заключалось в том, что бы попасть в любую из школ, нужно было выполнить три условия: быть благородного происхождении, иметь рекомендации от человека, который входил в круг доверенных людей мастера-наставника, выдержать жесткие приемные испытания. Обучения в этих школах носило личностный характер. Взаимоотношения между учеником и учителем больше всего напоминали отношения между отцом и детьми. Нгуэн Лок пренебрег всеми этими, казалось бы, незыблемыми традициями. Первое – его школа принимала всех желающих, не исключая французов. Происхождение не играло никакой роли. Второе – он одним из первых ввел массовые тренировки, т.е. десятки людей тренировались на площадке окруженной толпами зевак. Третье – он ввел разделения по техническому мастерству, которое выражалось в пяти степенях «кап» и в восьми степенях «данг». Четвертое – он не культивировал чистоту стиля, спокойно принимал технику других единоборств, даже у японцев (броски и болевые приемы из дзюдо и дзюд-зюцу). Это было как бы революцией. Не нужно говорить, что все нововведения были встречены в штыки мастерами старой школы. Постоянно велась «холодная» война, которая изредка переходила в «горячею» между Нгуэн Локку и другими мастерами. Все это повлияло на жизнь мастера, он скончался, не дожив даже до пятидесяти лет.

Но как говориться, все новые веянья заразительны. Примеры Нгуэн Лока последовали многие молодые мастера создавая свои школы. За основу, обычно, брался, какой ни будь один стиль, и к нему добавлялись элементы из других стилей. Так возникли новые школы: Во-Винам (основатель Чу Тон), Ву-Дао (мастер Тан Фам Ван), Вьет-Ву-Дао (мастер Морис Нгуэн Конг Тот), Тхан Лонг (Летящий дракон) (мастер Нгуэн Зан Фу), Шон-Лонг-Куэн-Туат (мастер Нгуэн Зык Мок), и некоторые другие.