ЕДИНОБОРСТВА:

ПЕРСОНАЛИИ:

ПРОЧЕЕ:

 

 


  НАШИ СПОНСОРЫ:

Особенности деятельности преподавателей-тренеров по тхэквондо

Тхеквандо >Особенности деятельности преподавателей-тренеров по тхэквондо

Из книги "Тхэквондо. Теория и методика. Том 1. Спортивное единоборство"  

Руководящая роль в процессе обучения принадлежит тренеру-преподавателю. Это проявляется в руководстве обучением (планирование, организация и контроль), руководстве в процессе обучения (управление и оптимизация процесса обучения) и руководстве через обучение (формирование личности обучаемых).
    Эффективность процесса обучения зависит во многом от условий его организации. Выделяют две группы условий: социально-педагогические и психолого-дидактические.
    К первой группе относят: наличие квалифицированного, творчески работающего преподавателя; наличие сплоченного, дружного коллектива учащихся; наличие материально-технических условий (учебно-методических пособий, технических средств обучения и т. п.); наличие благоприятного психологического климата, хороших отношений между обучаемыми и преподавателями, основанных на взаимном уважении, на любви педагога к детям; соблюдение правил гигиены и режима занятий и отдыха.
    Ко второй группе можно отнести: высокий уровень обученности занимающихся, соответствующий данному этапу обучения; наличие достаточного уровня сформированности мотивов учения и будущей профессиональной деятельности, обеспечивающей интерес обучаемых к самостоятельной учебно-познавательной деятельности под руководством преподавателя; соблюдение дидактических принципов и правил организации учебно-воспитательного процесса; применение активных форм и методов обучения.
    Деятельность тренера как педагогическая система. Деятельность тренера осуществляется в рамках определенной педагогической системы, в которой выделяют структурные и функциональные компоненты.
    Структурные компоненты: цель; содержание (учебная и научная информация как предмет усвоения); средства, методы и формы педагогических воздействий (педагогической коммуникации); объект (преподаватель, тренер) и субъект (учащийся, спортсмен, класс, команда и т. д.) педагогических воздействий.
    Функциональные компоненты включают в себя действия, направленные на решение разнообразных задач, возникающих в тренировочном процессе. Выделяют гностический, проектировочный, коммуникативный, организаторский и двигательный компоненты.
    Гностический компонент включает действия, направленные на получение и накопление знаний о структурных компонентах системы спортивной тренировки:
         - цели спортивной тренировки тхэквондистов на разных этапах спортивного мастерства;
         - система знаний в области теории и методики тренировки тхэквондистов;
         - средства достижения поставленных целей;
         - объекты деятельности (боец, группа в целом), их состояние, развитие;
         - все изменения, происходящие с ними, закономерности адаптации организма бойца к тренировочным и соревновательным нагрузкам;
         - функции деятельности тренера и способы управления тренировочным процессом.
    Гностические функции тренера включают в себя также умение получать новые знания на основе постоянного самообразования, повышения профессионального и культурного уровня, изучения, анализа и обобщения научных фактов и накопленного собственного опыта подготовки тхэквондистов, а также опыта других тренеров. Особенно важным в этом плане представляется умение перестраивать свою деятельность на основе новых знаний.
    Проектировочный компонент включает действия, связанные с планированием тренировочного процесса (перспективным, текущим, оперативным) и разработкой тренировочных программ для разного контингента занимающихся.
    Преподаватель должен уметь:
         - проводить отбор и определять спортивную ориентацию с целью выявления исходного уровня занимающихся для рационального комплектования учебных групп;
         - прогнозировать изменения в состоянии объекта педагогических воздействий;
         - определять цели тренировочного процесса и промежуточные задачи для разных этапов тренировки;
         - определять программно-нормативные основы планов.
    Конструктивный компонент. Преподаватель должен уметь:
         - отбирать и программировать содержание учебного материала на отдельных тренировочных занятиях;
         - разрабатывать учебные задачи по воспитанию, образованию и обучению тхэквондистов;
         - проектировать качества, которые необходимо воспитывать у тхэквондистов;
         - методически разрабатывать отдельные направления деятельности спортивного коллектива в учебное и вне учебное время;
         - программировать деятельность – свою и учащихся – на учебных занятиях и в процессе проведения воспитательных мероприятий;
         - формировать у тхэквондистов систему специальных умений и навыков, разносторонней физической и психологической подготовки.
    Коммуникативный компонент включает действия, связанные с установлением взаимоотношений:
         - со спортивным коллективом, в коллективе, с каждым членом коллектива;
         - с администрацией спортивной школы, родителями, спонсорами;
         - с другими спортивными коллективами и организациями.
    Коммуникативные умения выражают стремление тренера быть требовательным, но справедливым, учитывать психологию личности тхэквондиста, формировать у воспитанников устойчивый интерес и мотивацию к систематическим занятиям спортом и достижению высоких спортивных результатов.
    Организаторский компонент. Преподаватель должен уметь:
         - организовать деятельность спортивного коллектива с участием в ней каждого спортсмена для успешного решения поставленных целей и достижения необходимого результата;
         - создавать и развивать в коллективе традиции;
         - формировать у учащихся организаторские умения;
         - обучать воспитанников руководить командой, обеспечивать взаимодействие в коллективе;
         - сочетать в работе учет, контроль, системы наказания и поощрения.
    Двигательный компонент. Преподаватель должен:
         - квалифицированно владеть техникой физических упражнений избранного и вспомогательных видов спорта;
         - владеть приемами страховки и самостраховки;
         - рационально выбирать методы, формы проведения занятий, свое место в зале;
         - владеть способами организации перемещений учеников в зале, на площадке;
         - уметь отремонтировать и изготовить простейший спортивный инвентарь.
    Наиболее существенными дидактическими умениями являются следующие (И. П. Соколова, 1979):
    1) видеть ошибку;
    2) видеть причину ошибки;
    3) кратко и доходчиво объяснить упражнение;
    4) выбрать место для наблюдения;
    5) анализировать технику выполненного упражнения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей;
    6) подбирать упражнения с переходом от простых к сложным, от легких к более трудным;
    7) определить логическую последовательность упражнения;
    8) подобрать имитационные упражнения;
    9) выделить основные элементы техники;
    10) предвидеть возможные затруднения в овладении техникой движения;
    11) подобрать систему разнообразных упражнений для развития специальных физических качеств.
    Менее существенными являются умения:
    1) заставить выполнить задание;
    2) образно сравнить изучаемое упражнение;
    3) создать ассоциации с имеющимся двигательным опытом;
    4) оказать практическую помощь ученику (вовремя подтолкнуть, поддержать, наклонить и т. д.);
    5) выполнить правильно упражнение;
    6) разделить упражнения на составные элементы;
    7) показать упражнение в целом с различной скоростью и акцентом на узловые части и элементы;
    8) показать упражнение по частям и элементам.
    Деятельность педагога во многом определяется уровнем подготовленности занимающихся, с которыми он работает, и характером учебного процесса.
    В работе с новичками и со спортсменами массовых разрядов важны практически все приведенные выше умения, степень выраженности которых характеризует мастерство тренера. При работе со спортсменами высокой квалификации возрастает значимость таких умений, как кратко и доходчиво объяснять, создавать ассоциации с уже имеющимся двигательным опытом, видеть причины возникающих ошибок в технике выполнения упражнений.
    Выделяют эмпирический и теоретический компоненты профессиональной деятельности. Эмпирический компонент составляют умения и навыки стереотипных (уже имевших место) способов решения типичных задач в определенных ситуациях. Теоретический (творчески преобразующий) компонент составляют умения ориентироваться в неожиданных ситуациях, находить новые решения в необычных, нетипичных, проблемных ситуациях. Уровень профессионального мастерства тренера определяется его умением находить выход из проблемных ситуаций.
    Личностные качества и авторитет тренера.
    Преподаватель в воспитательном процессе выступает как:
         - руководитель коллектива (организатор);
         - учитель (теоретик и практик);
         - воспитатель (психолог);
         - личность, имеющая собственное мировоззрение, моральные принципы, профессиональные качества.
    В структуре личности тренера выделяют четыре подструктуры.
    Нравственные качества личности педагога, определяющие мотивационную направленность его деятельности:
         - устойчивое желание и стремление передавать профессиональный опыт спортивной деятельности;
         - увлеченность профессией, самоотверженность в труде, ответственное и творческое отношение к делу, поддержка и корректная критика учеников.
    Профессиональные качества тренера:
         - знание конкретного вида спорта и владение конкретными спортивными умениями;
         - качество преподавания;
         - организаторские способности;
         - отношение к работе;
         - соотношение требовательности, справедливости, принципиальности, объективности;
         - способность организовать обучение и отдых;
         - умение сохранять и создавать положительные традиции и привычки в коллективе.
    Индивидуально-психологические черты личности тренера: уровень интеллекта, мотивация, установка, сила и устойчивость нервных процессов, эрудиция, ум, память, мышление, волевые качества, эмоциональность, жизнерадостность, опыт и интуиция, способность к обобщению уже встречавшихся в практике ситуаций и т. д.
    Динамические свойства личности: возраст, пол, темперамент, состояние здоровья, уровень развития физических качеств и т. д.
    Доминирующими качествами тренера, работающего с юными спортсменами, являются следующие (А. А. Деркач, А. А. Исаев, 1981):
         - умение привить любовь к избранному виду спорта;
         - любовь к детям;
         - стремление помочь в трудную минуту;
         - полная самоотдача любимому делу, способность не жалеть свободное время;
         - способность оказать помощь в становлении личности, формировании характера;
         - умение осуществлять контроль за поведением учеников во внеучебное время (за успеваемостью и поведением в школе, на улице, в семье);
         - способность оказать помощь в решении жизненно важных вопросов.
    Выделяют три основные группы факторов, определяющие пути формирования тренерского авторитета: манера общения, манера поведения и специфические профессионально-деловые качества тренера.