ЕДИНОБОРСТВА:

ПЕРСОНАЛИИ:

ПРОЧЕЕ:

 

 


  НАШИ СПОНСОРЫ:

Совершенствование технико-тактического мастерства, сенсомоторных и мыслительных процессов

Тхеквандо >Совершенствование технико-тактического мастерства, сенсомоторных и мыслительных процессов

Из книги "Тхэквондо. Теория и методика. Том 1. Спортивное единоборство"  

  Технико-тактическое совершенство в условиях современных соревнований и подготовки к ним должно обеспечиваться высоким уровнем развития физических и психических качеств, а также функциональных возможностей организма.
    В ходе технико-тактической подготовки тхэквондисты старших разрядов должны совершенствовать индивидуальную манеру боя, «шлифовать» свойственные им технические средства и тактические действия, планомерно развивать специфические мыслительные и сенсомоторные способности, с помощью которых успешно реализуются техника и тактика (чувство времени, чувство дистанции, чувство удара, реакция предугадывания, концентрация, распределение и переключение внимания, быстрота и адекватность принятия решений и др.), а также воспитывать волевые качества – инициативность, самообладание, решительность.
    В процессе технико-тактического совершенствования тхэквондисты высших разрядов совершенствуют широкий круг технико-тактических действий (ведение боя на всех дистанциях, овладение тремя тактическими установками – на высокий темп, сильный удар, искусное обыгрывание и реализацию их в бою с разными противниками), развивают глубину, широту и гибкость тактического мышления, устойчивость сенсорного самоконтроля и т. п.
    Так как основное значение для роста мастерства спортсмена имеет индивидуальная работа с ним (индивидуализация спортивного совершенствования), очень важно знать, как осуществляется индивидуализация подготовки тхэквондистов старших и высших разрядов.
    Чтобы индивидуализировать процесс совершенствования спортивного мастерства тхэквондиста старшего разряда, тренер должен всесторонне изучать его технику и тактику, физическое развитие, психомоторные качества, свойства личности и нервной системы. Для этого используются различные аппаратурные и анамнестические тесты, тренажеры и наблюдения в процессе тренировки и соревнований.
    В тренировочных боях и на соревнованиях тренер, наблюдая за тхэквондистами и выявляя личные особенности каждого, выясняет:
    а) на какой дистанции удобнее действовать тхэквондисту, то есть где он действует более свободно, уверенно и активно, где ему больше всего удается применять свои приемы;
    б) какими ударами и защитами он предпочитает пользоваться, какие именно приемы удаются ему лучше других;
    в) какая боевая манера более свойственна данному спортсмену, то есть пользуется ли он успешнее атаками или контратаками на дальней или средней дистанциях, одиночными или серийными ударами;
    г) какими характерологическими особенностями отличается тхэквондист; активен ли он, достаточно ли смел, хладнокровен или излишне возбужден во время боя, агрессивен, тревожен и т. д.;
    д) какие свойства нервной системы оказывают влияние на поведение и действия тхэквондиста (сила возбудительных и тормозных процессов, уравновешенность, подвижность нервных процессов).
    Проанализировав условные и вольные бои и бои на соревнованиях (общую координацию движений, уровень физической подготовленности, особенности физических и психических качеств и т. п.), тренер пополняет характеристики тхэквондистов и определяет направление, в котором следует работать над совершенствованием боевой манеры каждого спортсмена.
    Чтобы правильно организовать процесс спортивного совершенствования, преподаватель составляет технико-тактическую характеристику, в которой, основываясь на наблюдениях за тхэквондистом, указывает, какие приемы техники удаются ему лучше других, какова его индивидуальная манера ведения боя (атакующая, контратакующая и комбинированная), каковы тактические установки на обыгрывание, сильный удар, высокий темп боя, излюбленная дистанция, основные качества тхэквондиста (сила, быстрота, выносливость, смелость, настойчивость, воля к победе), как приспосабливается он к различным противникам; какого характера делает ошибки, в чем отстает его техника, какими средствами тактики он владеет.
    В соответствии с этой характеристикой разрабатывается индивидуальный план обучения и тренировки тхэквондиста. Этот план должен содержать: а) перечень технических приемов, которыми надо овладеть спортсмену; б) перечень упражнений (или их характер), которые должны способствовать развитию тех или иных его качеств; в) перечень тактических приемов и действий, над которыми надо работать бойцу; г) список партнеров для условных и вольных боев, подобранных в соответствии с поставленными перед тхэквондистами задачами; д) календарное расписание занятий и содержание каждого из них. Разумеется, такой план является в значительной мере ориентировочным. В ходе занятий может оказаться, что материал одного из разделов будет усвоен быстрее, чем предполагалось, на другом же придется задержаться дольше.
    Построенные на основе наблюдений индивидуальные планы совершенствования тхэквондистов не следует считать неизменными и окончательными. Получая в процессе дальнейшей работы новые данные, отмечая новые черты, появившиеся в поведении, технике и тактике спортсменов во время боя, тренер должен ставить перед ними новые цели, а иногда и полностью изменять общее направление работы. Таким образом, задача тренера на этом этапе подготовки тхэквондистов состоит в том, чтобы, выявив их физические, характериологические и технико-тактические особенности, определить конкретное направление совершенствования.
    Выбор определенных средств дает возможность тхэквондисту совершенствоваться в избранных действиях, технике, умении применять ее в различных условиях, способствует развитию его воли и боевого мышления. Необходимость выбора технико-тактических средств обусловлена еще и тем, что темп современного боя стал значительно выше, чем раньше, и требует высокого совершенства техники, тактики, большой скорости движений и реакции, мышления и восприятия. Побеждает тот, кто лучше владеет техникой и тактикой, отлично подготовлен в физическом и волевом отношении.
    На современном уровне развития тхэквондо техника и тактика эффективны лишь в том случае, если спортсмены очень быстры и выносливы. На даянге необходимо мгновенно принимать те или иные тактические решения или изменять их, моментально наносить удары, опережая защиту противника, или, наоборот, защищаться от его стремительных атак и контратак, точно рассчитывая время и дистанцию. Все это вынуждает тхэквондиста отрабатывать и шлифовать в процессе тренировок определенные приемы, совершенствовать свойственный ему круг действий, максимально развивая их качественную сторону. Совершенствование приемов, развитие мышления, воли, простой и сложной реакций, чувства времени, чувства дистанции, тонкие дифференцировки условно-рефлекторных связей обязывают тхэквондиста кропотливо и продолжительно работать. Высоко развив свои боевые качества, спортсмен получает возможность применять эти средства в бою и побеждать не за счет силы, а за счет мастерства, искусства.
    При совершенствовании тхэквондиста в технике и тактике тренер должен обращать его внимание на быстроту действий, точность и своевременность ударов и защит, необходимость проводить то или иное действие.
    Ограничение учебно-тренировочного материала в процессе индивидуального совершенствования тхэквондистов приносит заметную пользу. В результате отбора определенных средств и направленной, узко индивидуализированной работы спортсмены совершенствуются в той или иной манере ведения боя, достигают стабильных успехов, используя относительно узкий круг доведенных до совершенства средств техники и тактики, и добиваются звания мастера спорта. Для дальнейшего прогресса тхэквондист должен владеть более широким арсеналом технико-тактических средств, чем тот, который присущ его манере, так как ограниченность боевых средств, дающая преимущество в поединке с одним противником, в другом случае непригодна. Для искусной победы надо уметь преодолевать сопротивление различных противников на всех дистанциях, пользуясь самыми разнообразными подготовительными, защитными, атакующими и контратакующими действиями.
    Чтобы определить пути и способы индивидуального совершенствования тхэквондиста высшего разряда, нужно знать, какие средства и способы дают возможность спортсмену выигрывать бои и у каких именно противников, а также и то, каких средств и качеств недостает бойцу.
    Важно также выяснить, в чем именно заключаются пробелы в технике и тактике занимающегося, чем нужно пополнить, в каком направлении изменить его технико-тактические средства.
    Для каждого тхэквондиста в соответствии с его особенностями и поставленными перед ним задачами следует разработать ряд технических и тактических заданий различного содержания и сложности, причем боец должен выполнять каждое задание не эпизодически, а систематически, до тех пор пока не будут сформированы необходимые навыки и умения. Общие для всех групп тактические задания недостаточны, так как каждый спортсмен, выполняя их, действует все же в обычной для него боевой манере. Поэтому, чтобы расширить объем навыков, умений тхэквондиста, дать ему возможность овладеть новым материалом, для каждого спортсмена нужно выделять из общего материала определенные тактические задания и подбирать соответствующую этим заданиям технику.
    Если в начале совершенствования особенно важно отшлифовать, закрепить, усовершенствовать технику и тактику, свойственные данному тхэквондисту, и все индивидуальные задания строятся именно исходя из этого, то затем следует предлагать тхэквондисту то, чего ему недостает и что необходимо для его спортивного роста.
    Каждому тхэквондисту необходимо отдельно упражняться в действиях, расширяющих его технико-тактические возможности. Так, одному специальные упражнения могут понадобиться для того, чтобы научиться активным наступательным действиям, например, непринужденному передвижению вперед в сочетании с попутными защитами. Другому нужно приобрести и совершенствовать навыки «завязки» боя и умения вести бой на средней или дальней дистанциях. Третьему – развивать те или иные физические и психические качества и т. д. Перечень задач, которые стоят перед спортсменом и тренером, можно было бы продолжить. Конкретно задачи совершенствования на этом этапе заключаются уже не только в шлифовке приемов, имеющихся в распоряжении тхэквондиста, но и в приобретении новых средств, необходимых этому спортсмену для решения конкретных технико-тактических задач в разведывательных действиях, в обороне и наступлении на разных дистанциях.
    В тренировочных занятиях совершенствование тхэквондистов следует вести путем общих (разнообразных) технических и тактических заданий для всей группы и индивидуальных (ограниченных) заданий для каждого бойца, которые должны сочетаться друг с другом, причем индивидуальные должны быть направлены на выработку и совершенствование свойственной данному спортсмену манеры ведения боя.
    В процессе совершенствования тхэквондиста следует широко использовать разнообразный технический и тактический материал, так как частая смена разнообразных заданий способствует сохранению устойчивого интереса к занятиям, расширяет кругозор занимающихся, улучшает специфическую координацию движений, вырабатывает правильную постановку ударов, защит и их сочетаний, обогащает бойца техническими и тактическими средствами. Разнообразие технического и тактического материала в процессе совершенствования дает спортсмену возможность в известной степени самоопределиться, а тренеру – наметить дальнейшее направление индивидуальной работы с ним.