Ритуалы

Сумо > Ритуалы

В сумо, как и в других традиционных боевых искусствах Японии, сохраняют и чтят ритуалы и этикет.

В раннем сумо не существовало временных ограничений для ритуалов перед поединками. Борцы начинали бороться тогда, когда оба были психологически настроены и готовы начать поединок. Иногда для подготовки к одному поединку могло требоваться до получаса. Так продолжалось до 1928 года, когда начались радиотрансляции матчей сумо и ввели ограничения по времени. Дзёнокути-Макусита- 2 минуты, Дзюрё - 3 минуты, Макуути - 4 минуты.

Ритуалы состоят из рицу-рей (поклон стоя), тиритедзу (очищение водой) и сикири (изготовка).

Тиритедзу - это уникальный ритуал, ведущий свое начало от древнего японского обычая омовения воина перед битвой.

сумо

Тиритедзу выполняется обоими борцами одновременно при выходе на дохё. Они опускаются на корточки в позу соноке, балансируя на носках. Пятки оторваны от пола, туловище и голова держатся прямо, руки опускаются на колени. Борцы опускают руки вниз и кивают друг другу. Затем спортсмены сводят вытянутые руки на уровне груди, разводят их в стороны ладонями вниз и вновь сводят спереди с хлопком ладонями, выпрямляют руки и разводят их в стороны параллельно земле ладонями вверх, а в завершение ритуала поворачивают ладонями вниз.

Сикири - предстартовые подготовительные движения. Борцы садятся на корточки, широко расставив ноги и наклонив туловище вперед. Бедра и плечи при этом держат горизонтально, а руками, стиснутыми в кулаки, опираются на поверхность дохё вдоль сикирисэн, не касаясь, что соответствует положению "готов!"

Подобно дохё-ири, ритуалы перед поединком имеют традиционные символические значения, уходящие корнями в синтоистские верования. Для каждого дивизиона существуют свои временные рамки этих ритуалов. В большинстве случаев на ритуал уходит больше времени, чем на сам по-единок. После дохё-ири борцы возвращаются в ситаку-бэя, или раздевалку, где они снимают кэсё-маваси и надевают обычные маваси. В раздевалке они ожидают своего поединка. Там нет стульев — только подвесные татами. Два телевизора, которые свешиваются с потолка, дают атлетам возможность следить за поединками. Когда подходит его очередь выступать, борец начинает свой проход по ханамити. За два поединка до его собственного выступления он занимает место около помоста. Если он из дивизиона макуути, ему разрешается сидеть там на своей собственной подушке, которую для него выносит цукебито. Когда наступает его время, йобидаси (помощник на арене), с веером в руке, специально поставленным высоким голосом нараспев произносит имена двух борцов, которые будут выступать следующими. После того как йобидаси покидает дохё, на помост выходят борцы, кланяются друг другу и направляются прямо к своим углам. Затем гёдзи снова объявляет имена борцов, которые в этот момент уже начали предваряющие поединок ритуалы. В своих углах борцы хлопают в ладоши и делают два сико (притопывания ногами, сначала правой, а затем левой ногой), чтобы отогнать злых духов, а также для разминки ног. Если это матч уровня дзюрё или выше, тогда сэкитори получит тикара-мидзу (воду, придающую силу). Эта вода предназначена для очищения, и ее не проглатывают, но используют только для того, чтобы прополоскать рот и потом выплюнуть. Только борец, который выиграл предыдущий поединок, может подать воду следующему борцу. Поэтому, на одной стороне, воду подает победитель предыдущего поединка, а на другой стороне — участник следующего поединка (поскольку, так как он еще не боролся, то еще и не проиграл и, следовательно, не может принести неудачу). После полоскания рта борец вытирает его, а иногда и все тело тикара-гами (бумажным полотенцем, придающим силу). Так как считается, что поединки происходят в присутствии богов, тело и дух борца должны быть чистыми. Всякий раз, когда он вступает на дохё, он бросает пригоршню соли. Согласно синтоистским верованиям, соль отпугивает злых духов и обладает очищающей силой.

БОРЕЦ ОКОЛО ДОХЁ
Борцы выходят к дохё с восточной и западной сторон и в унисон приседают на пальцах ног, хлопают в ладоши и вытягивают руки горизонтально. Это называется церемония тири-тёдзу. Как и раньше, хлопки в ладоши выполняются для очищения и для предупреждения богов о приближающемся начале поединка. Затем борцы вытягивают руки в стороны, чтобы показать, что у них нет оружия и они будут бороться честно.

Перед поединком
Борцы выстраиваются в колонну, когда ожидают своей очереди прохода по ханами-ти. Йобидаси красиво поставленным голосом выкрикивает имена тех, которые примут участие в следующем поединке. Когда борцы исполняют свои ритуалы перед поединком, шествуя по кругу, можно увидеть йобидаси, который держит баннеры (свитки) размером 61 х 122 см, символизирующие кэнсё-кин, «поощрительные деньги», подаренные компаниями или спонсорами победителю поединка.

Борцы должны вместе, синхронно выполнять свои ритуалы. Понаблюдайте, как они всегда хлопают в ла-доши, делают сико и вместе вступают на дохё.

Кэнсё-кин для сильного сэкитори могут быть очень щедрыми. Каждый баннер символически равен 600 долларам. Победитель получает все конверты, подаренные на поединок, но каждый конверт включает только 300 долларов. Ассоциация сумо берет 50 долларов, чтобы покрыть стоимость изготовления баннеров, а еще 250 долларов остаются в резерве и выдаются борцу в конце года, чтобы помочь с выплатой налогов. В 1995 году йокодзуна Таканохана выиграл 525 флажков, стоимостью 157500 долларов! Рекорд самой большой суммы кэнсёкин за один по единок принадлежит матчу Таихо Тотиноуми в 1964 году и равен 26.

НИРАМИАИ
Борцы подходят к центру дохё. Там в положении на корточках они упираются в землю костяшками пальцев и начинают пристально смотреть друг на друга, состязаясь в психологическом поединке, называемом нирамиаи. Это психологическое сражение, пред-шествующее самому поединку, может быть очень напряженным. Борцы поднимаются, возвращаются в свои углы, бросают пригоршню соли и затем возвращаются на стартовые линии, все время пристально глядя друг на друга. Они делают это три или четыре раза. Часто вы можете предсказать победителя матча только по его мимике и уверенному виду.

Нирамиаи: голова к голове Для некоторых иностранцев ритуалы и повторяющиеся нирамиаи могут показаться скучными или лишними, но многие поединки психологически выигрываются именно во время этого пристального визуального контакта. Нетерпение постепенно нарастает, пока борцы готовятся к поединку. Иногда они возбуждаются, что решают начать поединок до того, как закончится время. Так как борцы не могут говорить друг с другом, решение о досрочном начале схватки принимается исключительно посредством визуального контакта.

РИТУАЛЫ ПОСЛЕ ПОЕДИНКА
После матча оба борца занимают свои места на дохё напротив друг друга и кланяются. Независимо от того, выиграл рикиси или проиграл, он обязан сдерживать свои эмоции. Проигравший покидает круг, а победитель остается, присев, когда рефери вносит на своем гумбай (веере) конверты, в которых лежат кэнсёкин (призовые деньги). Прежде чем взять конверты, борец выражает благодарность богам, правой рукой трижды рассекая воздух над конвертами. Этот жест называется тэгатана окиру (движение руки, похожее на движение мечом). Если нет конвертов, борец благодарит богов, быстрым движением проводя правой рукой по воздуху. С конвертами или нет, борец покидает дохё и ожидает в углу, чтобы поднести тикара мидзу следующему борцу своей стороны.


Ритуалы являются неотъемлемой и важной составной частью сумо и должны выполняться без спешки, достойно и спокойно, подчеркивая гармонию и величие сумо.