ЛЕЧЕНИЕ ТРАВМ

Шаолинь-цуань > ЛЕЧЕНИЕ ТРАВМ

Согласно даосской философии инь-ян, мир состоит из противоположностей: верха и низа, горячего и холодного, сильного и слабого, мужского и женского. По своей природе все эти понятия родственны. В самом деле, без верха нет низа, без горячего нет холодного, без сильного нет слабого, и без мужского нет женского. Несомненно, это лишь упрощенное понимание концепций даосской философии.

Если проанализировать философию китайских боевых искусств в исторической ретроспективе, то следует признать, что искусство убивать шло бок о бок с искусством врачевания. В самом деле, многие китайские мастера боевых единоборств являются признанными авторитетами в области традиционной китайской медицины. Как правило, традиционные техники целительства включают упражнения цигун, акупунктуру, массаж, мануальную терапию, медитацию и траволечение.

Есть мнение, согласно которому истинное кунг-фу связано, скорее, с лечением и управлением ци, чем с боевым применением. Считается, что те, кто практикует кунг-фу без использования техники цигун, обречены на безутешную старость. Без постоянной и долговременной практики цигун тело изнашивается и человек не только теряет боевые навыки, но и становится неспособным выполнять свою повседневную работу. Тот же, кто регулярно занимается цигун и изучает целительные методики чука, не только продлит дни своей жизни, но и сможет помогать другим людям.

Последователи учения чука верят в то, что человек, умеющий нанести вред другому, также способен излечить его. Подобные рассуждения характерны для философской концепции инь-ян. В системе китайского кунг-фу ци и целительство являются важнейшими аспектами. Они важны настолько, что сегодня наиболее опытные представители школы чука — Чёнь Чен Лень и Тан Хун Пой — являются не только мастерами боевого искусства, но и профессиональными целителями. С точки зрения китайцев система чука рассматривается как целостное искусство, сочетающее элементы боевого единоборства с медициной, а мастера Че'нь Чен Лень и Тан Хун Пой являются авторитетами как в одной, так и в другой области. Коль скоро в искусстве чука не существует специального обозначения целительной техники, его последователи полагаются на упражнения цигун, массаж и траволечение.

 

Целительство как составная часть искусства чука

Впервые Чёнь Чен Лень познакомился с цели-тельством, когда ему минуло восемнадцать лет, и он уже был искушен в боевом единоборстве. По просьбе мастера Ли Сянь Фяо Чёнь и Другой ученик, Тан Хун Пой (рис. 221), собирали лечебные травы в окрестностях Пинанга, а затем сушили и измельчали их для продажи в местную аптеку.

Мастер Ли не допускал учеников до целительства. Однако они неизменно присутствовали на его сеансах. Заметив, что его подопечные проявляют искренний интерес к искусству врачевания, Ли решил посвятить юношей в тайны своего мастерства. По прошествии определенного времени Ли приобщил их к врачеванию и допустил до самостоятельной работы с пациентами.

Несмотря на то, что Чёнь Чен Лень является великим мастером чука и признанным целителем, он лечит лишь преданных учеников и близких друзей, предпочитая сосредоточивать усилия на боевом аспекте

искусства. Врачебным аспектом искусства занимается его соратник — мастер Тан Хун Пой, к которому Чёнь направляет тех учеников, кто проявляет интерес к целительству.

Целительство школы чука избирательно, то есть малоэффективно при лечении органических заболеваний и вирусных инфекций. В большинстве случаев

 

прекрасные результаты отмечаются при лечении хронических заболеваний костно-мышечной системы.

Целители чука лечат многие хронические заболевания, такие как посттравматические боли в спине и плечах. Они полагают, что с помощью массажа и мануальной терапии каждый человек может помочь себе в случае «элементарных» болей в руках и ногах. Но хронические, «застарелые» болезни, которыми человек страдает более десяти лет, становятся причиной нестерпимой боли. Как правило, подобны проблемы являются следствием небрежного отношения к травме, полученной в юном возрасте. В результате болезнь «загоняется внутрь» костно-мышечной системы, причиняя постоянное беспокойство и периодически напоминая о себе приступами мучительной боли. Это происходит потому, что с возрастом поток ци блокируется в мышцах и болевые ощущения становятся более отчетливыми, чем в юности.

Существуют два способа избавления пациентов от посттравматического синдрома — похлопывание и массаж. Когда целитель сталкивается с последствиями недавно полученной травмы, он использует технику массажа. В случае «застарелого» заболевания болезненное место похлопывают тыльной частью ладони, разрушая энергетическую блокаду в мускулах. Многое зависит от тяжести полученной травмы. Порой достаточно одного сеанса лечения, но серия из трех сеансов считается предпочтительней. По мнению целителей, при лечении старых травм один сеанс похлопывания является более эффективным, чем десять сеансов проникающего массажа.