"Мирный" период

Ниндзюцу > "Мирный" период

Этот период японской истории назван совершенно неверно.

Именно в период Хэйан («мир», «спокойствие») наблюдается возвышение крупнейших самурайских кланов — привилегированных семей, со временем отдавших власть в руки первого сегуна (верховного военачальника).

Вернемся немного назад. В 645 году в результате дворцового переворота, организованного студентами, обучавшимися в Китае, был убит прямой наследник и на трон посажен престарелый марионеточный император.

За этим черным занавесом интриг и мятежей стоял и дергал за ниточки таинственный кукловод по имени Каматори.

Несомненная заслуга Каматори состояла в том, что в конечном счете он способствовал централизации власти в Японии, сплавив враждующие кланы самураев в нечто похожее (по крайней мере, по внешним признакам) на имперское государство — государство, управляемое императором, каким бы старым и дряхлым он ни был.

Усилия Каматори, направленные на объединение империи, дали этому периоду японской истории название «мирного», хотя в действительности он был каким угодно, только не мирным.

Согласно императорскому указу, все земли в Японии передавались в единоличную собственность императора, а обязанность распоряжаться ими передавалась назначаемым им губернаторам. Отныне самурайские князья даймё имели право только «надзирать» за обработкой и поддержанием в порядке тех земельных угодий, которые ранее являлись их собственностью, на которые они возлагали все надежды и в которые зачастую были вложены в буквальном смысле кровь, пот и слезы целых кланов.

Возмущенные этим бессовестным захватом земель, даймё начали демонстративно «жертвовать» свои земли буддийским монастырям и храмам. Взамен монастыри и храмы позволяли жертвователю оставаться на земле в качестве «смотрителя» — жить и работать на ней при условии ежегодного «жертвования» определенного количества риса тому конкретному монастырю, который отныне «владел» землей.

Земли, принадлежавшие храмам и монастырям, естественно, не облагались налогом, и вряд ли стоит объяснять, что ежегодный объем «пожертвований» со стороны даймё и его клана соответствующему монастырю-землевладельцу был значительно ниже того налога, который бывший владелец вынужден был бы платить императорскому двору и кормившимся при нем бездельникам.

Неудивительно, что такое «полюбовное соглашение» между даймё и настоятелями злило императорский двор и корыстолюбивых министров и навлекало еще больше преследований на головы буддистов в целом и «уклонявшихся от налогов» самураев в частности.

В эти неспокойные времена стремительно росло количество изгоев общества, неуклонно пополнявших ряды великих кланов ниндзя.

Экономически тяжелые времена вынуждали даймё сокращать свои свиты и количество самураев, стоявших «под ружьем».

Таких безработных самураев называли ронинами (буквально «люди волн», то есть люди, предоставленные воле судьбы, словно листья на волнах океана).
Многие ронины вешали свои мечи на стену (но непременно в пределах досягаемости) и посвящали себя сельскому хозяйству. Другие вступали в монашеские ордены типа ямабуси и становились телохранителями или инструкторами в боевых искусствах, шлифуя свое мастерство и мастерство своих учеников в ожидании того дня, когда их мечи снова окажутся востребованными.

Ожидание было недолгим. Наконец, некоторые ронины вступали на преступную стезю. Именно в этот мирный период (Хэйан) возникло секретное криминальное братство «ниндзя», позднее переросшее в японскую мафию якудза.

К концу XII века (концу периода Хэйан) все условия сложились для того, чтобы на ближайшие 650 лет японской истории установилась новая ситуация — 650 лет процветания ниндзя!