Боги и демоны в мифологии синоби
Ниндзюцу > Боги и демоны в мифологии синоби
Мифология синоби возводит дату появления ниндзя к самому акту творения Японии братом и сестрой — богами Идза-наги и Идзанами.
Идзанаги вонзил свое священное копье глубоко в первобытные воды мироздания, и капли, упавшие с копья, стали островами Японии.
Затем Идзанаги вырвал у себя глаза, и его правый глаз превратился
в солнце, персонифицируемое богиней Аматэра-су, а левый глаз — в
бога луны.
Императоры Японии ведут свое происхождение от Аматэ-расу.
Бог луны породил Сусано — бога бурь.
Уже на этой ранней стадии мифологии ниндзя мы видим, как синоби дистанцировали себя, хотя бы только символически, от будущих властей. Ибо, если императорский род восходит к солнцу, то ниндзя синоби вели свою генеалогию от бога луны через бога бурь Сусано.
Сусано, «стремительное» и «порывистое» божество, изо-бражается с густой бородой. Одно это обстоятельство — если учесть, что для японцев не характерна волосатость — позволяет предположить с большой долей вероятности, что бог Сусано был заимствован японцами у айну («волосатые») — выходцев с Кавказа, изначально населявших японские острова.
Именно Сусано, как следует из мифов, посадил в землю пряди из своей огромной бороды, из которых выросли безбрежные японские леса.
Поэтому Сусано считается богом-покровителем японских лесов, а
леса, в свою очередь, занимают важное место в реальной, не
мифологической, истории синоби.
Ниндзя традиционно ассоциируются с двумя типами демонов. Первый —
демоны они: злобные, звероподобные существа, одетые в звериные шкуры
и обладавшие способностью принимать облик различных животных.
Второй тип демонов — тенгу.
Тенгу — наполовину люди, наполовину птицы, чаще всего ассоциируемые с воронами и другими птицами с черным оперением, питающимися падалью.
Тенгу живут кланами, во главе каждого из которых стоит всезнающий ёдан («господин»)
Известные также как киндзины («гоблины»), тенгу жили на деревьях в
священных лесах Сусано, от которого они якобы вели свое
происхождение.
Перевоплощаясь в людей, тенгу носили остроконечные черные шляпы и
короткие плащи, обычно из соломы или перьев.
В своем «естественном» обличий тенгу имели длинные клювы и крылья (хотя крылья иногда относились на счет плащей из перьев, в которых они обыкновенно разгуливали среди людей).
Когда тенгу принимали человеческий облик, их клювы превращались в невероятно длинные носы.
Тенгу, как правило, носили черную одежду, хотя есть упоминания и о красных тенгу, обладавших особо мощными магическими способностями.
Тенгу владели секретом становиться невидимыми — хотя кое-кто
считал, что невидимыми их делали волшебные плащи. Тенгу
приписывалось и множество других, самых разнообразных магических
способностей, в зависимости от фантазии сочинителей легенд.
Согласно традиции, величайший народный герои Японии Минамото Ёсицунэ
(он же Усивара) обучился воинскому ремеслу, находясь в изгнании
среди тенгу.
Верный друг и спутник Усивары, юный жрец-ямабуси по прозвищу Бенкей
Они-Вака («юный сорвиголова»), был наполовину человеком, наполовину
тенгу.
Насколько бы охотнее последующие поколения японцев предпочли
легенду, будто Усивара выучился своему непревзойденному боевому
мастерству у мифических тенгу, той нелицеприятной правде, что он
брал уроки у презираемых и внушающих неодолимый страх ниндзя синоби!
Мифология ниндзя настолько прозрачна и очевидна, что даже слепой способен разглядеть правду за горами вымысла.
Человеку свойственно прятать страхи и фантазии, не вписывающиеся
в его ограниченный маленький мирок, за непроницаемой завесой
суеверия и мифа.
Неудивительно, что, столкнувшись с воинами-тенями, способными
проникать в любой, даже самый надежно охраняемый замок, поражать
любую цель и бесследно исчезать, оцепеневшие от страха стражники и
суеверные слуги предпочитали объяснять другим (и самим себе)
скоропостижную смерть своего господина действиями «демонов», нежели
признаваться, что они не смогли (и не осмелились) оказать
сопротивление безжалостным убийцам-ниндзя.
Большинство чудесных способностей, приписывавшихся ниндзя, скорее всего были придуманы очевидцами, которые, отказываясь верить своим глазам, просто болтали все, что в голову взбредет.
Кроме того, самураям было стыдно признаваться в своих поражениях, в том, что их перехитрили какие-то жалкие ниндзя.
Таким образом, нам остается только гадать, сами ли ниндзя нарочно
подражали поведению и внешности легендарных тенгу в пропагандистских
целях, или же, наоборот, «рассказы очевидцев» о ниндзя давали
дополнительную пищу для создания легенд о тенгу. Все тот же
классический вопрос: что было раньше — курица или яйцо?
Та одежда, которую носили ниндзя, тот факт, что великие кланы синоби
предпочитали жить в лесах, а также то обстоятельство, что ими, как и
тенгу, руководили вожди-ёданы, — все это дает основание
предполагать, что в основу мифа о тенгу легла реальная жизнь
ниндзя... и (или) наоборот.