Кодокан Дзюдо

Страницы [1] 2 [3] [4] [5] [6]

В 1874 г. Дзигоро Кано поступил в одну из самых известных специализированных школ Токио, где продолжил изучение иностранных языков, в частности английского. Несмотря на многие трудности, с которыми ему пришлось там столкнуться, молодой человек успешно получил образование и овладел английским языком, дневник.

После окончания языковой школы Кано подал прошение о поступлении в Академию Каи-сэи, куда и был вскоре принят. В 1877 г. Академия получила статус Токийского университета, а Кано стал одним из ее первых и лучших выпускников. Во время обучения юноше вновь пришлось столкнуться с агрессивно настроенными сверстниками, и он, потерпев несколько болезненных поражений, решил вплотную заняться изучением восточных единоборств, особенно джиу-джитсу. Однако найти в то время хорошего инструктора по единоборствам было очень сложно.

Для периода Токугавы в истории Японии характерны любопытные обычаи, которые допускали возможность обучения боевым искусствам не только мужчин, но и женщин. Интересна также позиция государства, которое не только не запрещало подобную практику, но даже поощряло ее.

Тем не менее в 1868 г. правительство отказалось финансировать и поддерживать деятельность многочисленных школ, в которых обучали боевым искусствам. Многие из них были закрыты.

Поскольку влияние Запада на сознание японцев привело к ослаблению у них интереса к традиционным единоборствам, отец Кано предупредил своего сына: «Времена изменились, и подобные вещи стали теперь бесполезными». Но, одержимый идеей самосовершенствования, молодой человек проигнорировал замечание отца и в 1877 году наконец нашел себе опытного педагога Хатиносукэ Фукуду, проживавшего в Тэнсин Синъе-рю.

Новый учитель Кано занимался усовершенствованным дзю-дзютсу, в основе которого лежало атэми — искусство поражения слабых точек в анатомии человека, а также техника захвата. Предположительно, большая часть приемов этой разновидности джиу-джитсу была позаимствована ее создателем у уличных бойцов.

Согласно некоторым данным, Матаэмоно — один из самых известных учителей японского боевого стиля, в совершенстве владел более чем 120 разновидностями кулачного удара.

Хатиносукэ Фукуда, верный последователь учителя Матаэмона, был небогат, а потому зарабатывал деньги, ведя хиропрактику, а также преподавая боевое искусство нескольким ученикам, среди которых был и Кано. Прилежность и настойчивость высокородного ученика пришлись Фукуде по душе, и он стал проводить с молодым Дзигоро большую часть своего времени.

Кано упражнялся не только в рукопашном бое. Много внимания он уделял и занятиям с металлическим шестом. Одна из его тренировочных курток, разорванная во многих местах, — свидетельство долгих и жестких тренировок. Она и по сей день хранится в семье Кано.

Все профессиональные спортсмены, а также люди, занимающиеся единоборствами, часто сталкиваются с травмами. Кано не оказался исключением. Для предотвращения наиболее сильных повреждений перед тренировками он покрывал свое тело собственноручно приготовленным бальзамом с очень неприятным запахом, за что и получил прозвище Кано Благоухающий.

Кано постоянно расспрашивал Фукуду о природе различных приемов и упражнений. Его интересовало все: расположение рук и ног, быстрота движений, сила, с которой необходимо производить то или иное действие, распределение веса и угол вхождения. На все вопросы Кано получал единственный ответ: «иди сюда» и покорно позволял учителю бросать себя на землю, обретая практические навыки борьбы.

При отработке ударов и приемов партнером Кано часто был Фукусима, сильный и высокий борец, который всегда побеждал юношу на соревнованиях в вольном стиле — рандори. Озабоченный постоянными поражениями, Кано обратился за помощью к одному из своих друзей, знаменитому борцу сумо, который попытался научить его нескольким приемам своей техники. К сожалению, приемы сумо так и не смогли помочь Кано, он и тут потерпел неудачу, однако надежды не потерял. Выбрав свободный от тренировок день, Дзигоро пошел в Токийскую библиотеку, чтобы изучить книги, в которых описывалась западная борьба, и именно в них он нашел упоминания о технике ката-гурума.

Новый вид борьбы доставил Кано немало беспокойства. Незнакомая философия и приемы предполагали тяжелые и длительные тренировки. Когда Кано показалось, что он готов, он решил вызвать Фукусиму на поединок. Придя на занятия, Дзигоро некоторое время наблюдал за действиями своего соперника. Когда тот закончил тренировку, Кано бросил ему вызов, в ответ на который Фукусима рассмеялся, а затем охотно сказал: «Да».

Кано занял исходную позицию на расстоянии 2 м от противника, всем своим поведением показывая, что не собирается атаковать. Удивленный подобной тактикой, Фукусима шагнул вперед и схватил своего невысокого противника за воротник тренировочного кимоно. Готовый к такому повороту событий, Кано мягко перехватил рукой атаковавшую его руку, согнул ноги в коленях и плавно повернулся к атакующему боком, подталкивая Фукусиму другой рукой до тех пор, пока он не потерял равновесия и не упал на спину. Итогом поединка был удивлен даже учитель Кано. Поверженный Фукусима не только не смог противостоять более слабому партнеру, но и не сразу оправился от последствий приема и встал на ноги.

Победа над Фукусимой позволила основателю дзюдо убедиться в важности выбранной техники и вдохновила его на новые свершения. Далее>>

Страницы [1] 2 [3] [4] [5] [6]