ЕДИНОБОРСТВА:

ПЕРСОНАЛИИ:

ПРОЧЕЕ:

 

 


  НАШИ СПОНСОРЫ:

КАТЫ

Карате >КАТЫ

Накама охарактеризовал Сёрин Рю как «быстрый стиль, в котором дыхание производится тандэном». Начинающие в его додзё сначала изучают движения базовой каты Найханти Седан. Им объясняют, что они должны освободить тело от малейшего напряжения и полностью расслабиться во время выполнения каты, как бы танцуя. Таким образом, ученик, независимо от своего телосложения и конституции, вполне естественно адаптируется к каратэ, и внутренняя энергия (ки) получает возможность беспрепятственно опускаться в нижнюю часть живота. Освоив правильную динамику тела, ученик далее изучает точки, в которых он должен сосредоточивать свою энергию. «Внутренняя энергия,— сказал мне Накама,— поддерживает тело в состоянии расслабленного напряжения». Парадокс! Для объяснения его Накама прибег к аналогии, приведя в пример твердый резиновый мяч, который, если его сжать и отпустить, восстановит свою первоначальную округлую форму.

Изучив Найханти Седан, ученики переходят к изучению следующих кат: Найханти Нидан, Найханти Сандан, Пинан Седан, Пинан Нидан, Пинан Сан-дан, Пинан Ёндан, Пинан Годан, Пассай Дай, Пас-сай Сё, Кусанку Дай, Кусанку Сё, Тинто, Ванею, Сэйсан и Годзюсихо. «Многие из кат, которым сегодня обучают,— объяснил Накама,— являются упрощенными вариантами китайских форм и в основном состоят из приемов, включающих блок и последующий удар, причем они выполняются как два отдельных движения, в отличие от первоначальных, подлинных китайских приемов, в которых блок и удар выполняются как одно движение. В окинавских вариантах этих китайских кат удар обычно наносится плоским (сжатым) кулаком, хотя первоначально использовались любые формы руки».

Он также сообщил, что Анко Итосу намеревался использовать свой винтообразный удар рукой, применив в качестве ударной части выставленную вперед костяшку пальца. Но при его нанесении вместо скручивания кулака удар осуществляется при диагональном положении кулака, то есть среднем между стоящим кулаком (татэкэн) и кулаком, совершившим полный оборот (сэйкэн).

С помощью подобного удара можно атаковать чрезвычайно болезненные жизненно важные точки, которые расположены на боковой части грудной клетки, на передней части грудной клетки, непосредственно под сосками, в солнечном сплетении, в районе тандэна, на задней части шеи, между бровями и прямо под носом. Хотя Накама считает, что удар, наносимый подушечкой стопы (тюсоку), идеален для спортивного каратэ, однако он полагает, что передний удар ногой (маэгэри) будет наиболее эффективным, если в качестве оружия использовать кончик большого пальца ноги. Для предотвращения перегибания пальца при столкновении его с целью в момент удара его можно скрестить со вторым пальцем и поместить над ним. К числу жизненно важных точек, по которым наносится удар кончиком большого пальца ноги, относятся: тандэн, определенные точки между колеблющимися ребрами и внутренняя поверхность ног. При ударе обратной стороной кулака (уракэн ути) он описывает круг, который начинается от боковой части головы. Этот удар напоминает удар хлыстом, причем кулак совершает круговое движение вперед до своего контакта с целью. Такой удар наносят между глаз. Менее болезненные жизненно важные точки, которые поражают с помощью большого пальца руки, находятся вдоль по поверхности рук на всем их протяжении и в подмышечной впадине. Воздействие на эти точки осуществляется при выполнении захватов и бросковых приемов, позаимствованных из борьбы ти, которым обучал Тёкки Мотобу. Достойны внимания слова Мотобу о том, что эффективность уда-ров по жизненно важным точкам колеблется в зависимости от времени суток. Основной руководящий принцип заключается в следующем: утро — голова; день — тело; вечер — ноги. Тодзё Накама в большей степени, чем все другие учителя, которых я посещал, казалось, воплощал в себе то, что часто называют «традиционным рюкюйским воинственным духом». Его подлинная скромность, простота и равнодушие ко всему, что имеет материальную ценность, служили явным свидетельством духовного совершенства и сильно повлияли на мое понимание боевых искусств