ЁСИО ИТОКАЛЗУ

Карате > ЁСИО ИТОКАЛЗУ

Конечно, всегда бывает исключение из правил; таким исключением и был Ёсио Итокадзу. Однажды жарким летним днем я нанес ему визит в тихой деревеньке Фунакоси, где он теперь выращивает овощи, чтобы пополнить свой доход. В возрасте 81 года, прозанимавшись Годзю Рю 65 лет, Итокадзу был в расцвете сил и в отличие от других преподавателей Годзю Рю, у которых я брал интервью, отличался широким кругозором, непредвзятым отношением к людям, живым и веселым нравом. В возрасте от 17 до 21 года он изучал Годзю Рк под руководством Тёдзюна Мияги. Затем он был зачислен в японскую армию, участвовал в боевых действиях в Сибири и был награжден за доблесть. Уйдя с военной службы в возрасте 25 лет, он работал в центральной Японии в городе Осака и изучал каратэ в течение двух с половиной лет у Канэйя Уэти. Затем Итокадзу начал преподавать каратэ и оставался в городе Осака, пока ему не исполнилось 70 лет, после чего вернулся на родную Окинаву. Он открыл свой додзё в квартале Собэ в городе Нахо, однако вскоре у него появилось чувство, что «каратэ — это занятие для молодых», и он передал все дела в руки своих учеников, которых время от времени навещал. Ученики, занимающиеся в его додзё, которое до сих пор функционирует в Осаке, наносят Итокадзу регулярные визиты, и он их также изредка навещает в Осаке.

В молодости Итокадзу обладал хорошо развитыми мышцами, которые он тренировал, поднимая каменные гири (саси) и глиняные горшки (камэ). Но позже Итокадзу прекратил заниматься поднятием тяжестей, потому что, по его словам, «люди, занимающиеся Годзю Рю, по достижении 60 лет изменяются физически, теряют силу и становятся вновь слабыми, как дети, утрачивая как координацию движений, так и чувство равновесия». Итокадзу обычно демонстрировал исполнение каты Сантин на ежегодном турнире по сумо в городе Осака. В ходе демонстрации тяжеловесный борец сумо бил со всей силой в живот, при этом Итокадзу не чувствовал никакой боли и не терял равновесия. Он проделывал это каждый год, пока ему не исполнилось 57 лет и, по его словам, не испытывал никаких отрицательных последствий.

«Сантин,— говорит Итокадзу,— является наиболее важным упражнением в Годзю Рю, и его следует исполнять ежедневно, даже если человек с возрастом

слабеет». При выполнении каты Сантин следует дышать так, «чтобы это было видно каждому», но «в бою дыхание должно быть незаметным». Хотя при демонстрации каты Сантин, которую Итокадзу проделывал для меня, он не всегда твердо держался на ногах, сопровождавшийся эхом звук, издаваемый им при выдохе, казалось, исходил из глубины его живота и звучал жутко и сверхъестественно. Ката Сантин в его исполнении выглядела еще мягче, чем у Эйити Миядзато. Итокадзу продемонстрировал мне внутреннюю твердость своего живота, позволив ткнуть в него во время нашей беседы. Эта «внутренняя твердость», как он мне объяснил, появилась, вполне естественно, вследствие напряжения внутренней стороны ног, а не ягодиц и анального сфинктера. Он не согласен с тем, что Сантин вредно сказывается на здоровье, однако при следующем вдохе Итокадзу сказал, что он никогда не употреблял спиртных напитков, избегает динамических упражнений и ведет размеренный образ жизни.

Для поддержания хорошего здоровья Ёсио Итокадзу придерживается следующего распорядка дня: встает в пять часов утра и на дороге, покрытой гравием, которая проходит рядом с его домом, босиком троекратно проделывает упражнения на глубокое дыхание. Затем он стоя делает упражнения на растяжку и заканчивает тренировку не чем иным, как Сантин. Итокадзу предупредил меня, что во время свободного спарринга следует избегать нанесения травм партнеру.

Для этого надо мысленно представить себе расположение его жизненно важных точек и не бить по ним. «Рейги (этикет или правила приличия),— сказал он,— это не просто поклон, приветствие; рейги означает уважительное отношение к своему учителю и к старшим и, самое главное, рейги означает, что старшие должны быть добрыми, мягкими по отношению к младшим и должны относиться к ним с пониманием». В конце нашей беседы он заявил, что все стили каратэ «по сути дела представляют собой одно и то же, различаясь только по названиям, подобно тому, как люди имеют разные имена, оставаясь людьми». Самое важное, считает Итокадзу, тренироваться следует усердно, но безопасно для себя и партнера.