ЕДИНОБОРСТВА:

ПЕРСОНАЛИИ:

ПРОЧЕЕ:

 

 


  НАШИ СПОНСОРЫ:

БОЙ МОТОБУ

Карате >БОЙ МОТОБУ

В 1921 году из-за того, что извозчичий бизнес, которым занимался Тёкки Мотобу, потерпел неудачу, он поехал в Осаку со своей семьей в поисках работы и был принят ночным сторожем на прядильную фабрику. Во время своего пребывания там он прославился на всю страну тем, что победил иностранного боксера-тяжеловеса, публично вызвав его на бой, который широко рекламировался и освещался прессой. Я слышал рассказ об этом бое из нескольких источников, но факты немного различались. Некоторые говорили с сомнением, что иностранец был чемпионом мира по боксу. Большинство были согласны с тем, что он был русским, а некоторые даже называли его имя, которое звучало весьма неправдоподобно: Джон Кэн Таро.

Тодзё Накама сказал, что, по словам Мотобу, иностранца звали Джонсон (Сэйкити Уэхара, мастер Мотобу Рю, утверждал, что имя боксера было Джордж) и что хозяин Мотобу организовал эту встречу, прочитав в газете объявление о поиске желающих принять вызов. Накама рассказал также, что во время боя Мотобу удавалось уклоняться от ударов противника во время первого раунда, но он не контратаковал. Затем, в ходе второго раунда, иностранец переполнился уверенностью в своем превосходстве и пошел в решительное наступление, но в тот же момент Мотобу прыгнул и нанес ему удар,, типичный для ти, костяшками пальцев позади уха,

отправив его в глубокий нокаут. Некоторые авторитетные источники утверждают, что ему так и не удалось окончательно оправиться от этого удара. Хотя зрители были в растерянности от того, что произошло, и озадачены при виде предположительно нового боевого искусства, прием, который, по-видимому, использовал Мотобу, входил в его обычный арсенал. Публикации в газетах рекламы поединка вызвали впоследствии большой интерес к искусству окинавского каратэ, которое в то время было совершенно неизвестно, и Мотобу стал профессиональным учителем.Приблизительно в 1938 году Тёкки Мотобу оставил свою семью в Осаке и совершил поездку обратно на Окинаву, где, приблизительно в 1940 году, открыл додзё в квартале Нисин-мати (современном Кумэ-тё) города Наха. Однажды приезжий японский специалист по дзюдо, которого звали Судо, вызвал Мотобу на товарищеский поединок. Мотобу согласился, и в назначенное время они встретились и приготовились к бою. В течение долгих двух минут они стояли и, не моргая, смотрели друг на друга, после чего Судо заявил, что он не смог обнаружить у противника «открытого», то есть незащищенного, места, и отказался от поединка. Другая история повествует о том, что Мотобу, чувствуя уверенность после победы в Осаке, решил испытать свое умение на старшем брате Тёю, а тот, отнюдь не умаляя достоинств Тёкки и не стараясь его унизить, играл с ним, вертел его в руках («как бы танцуя») и швырял, как если бы Тёкки был ребенком. Поняв, насколько великолепно Тёю владеет техникой борьбы, Тёкки смирился и освоил множество новых приемов ти.

Накама настаивал, что Тёкки Мотобу не был хулиганом, как он пытался себя представить. На самом деле он был джентльменом, который вел себя в соответствии со своим социальным происхождением. Его речь (окинавский диалект) была всегда вежлива, авторитетна, мужественна; он всегда объяснял своим ученикам необходимость соблюдения хороших манер и умения держать себя. Однако его японский был недостаточно хорош, и, когда он преподавал в университетах в центральной Японии, он всегда пользовался услугами окинавского переводчика. В соответствии с велением времени и правом, которым он обладал в силу рождения в благородной семье, Мотобу мог позволить себе отказаться от проявления скромности и смирения в общении с окружающими. Мотобу не умел ни экономить деньги, ни выгодно вести какое-либо дело. Когда на Окинаве он жил в городе Томари вместе со своей возлюбленной, то она, считая, что он вообще не знает цену деньгам, тщательно просчитывала все его ежедневные нужды и расходы и передавала ему точную сумму наличными, объясняя, как малому ребенку, на что он должен ее потратить.

 

Во время своего пребывания на Окинаве Мотобу диктовал Тодзё Накаме свои заметки о каратэ, который их тщательно записал и в свободное время оформил в книгу. Окончательный труд содержал отрывки из истории каратэ, названия кат, пояснения к катам, а также историю развития и совер-' шенствования боевого мастерства самого Мотобу — «хэнсю». На обратном пути в Осаку Мотобу послал письмо Накаме с просьбой немедленно прислать ему его рукопись, так как он нуждался в деньгах, чтобы уплатить за лечение в больнице. Мотобу продал книгу неизвестному издателю, и с тех пор Накама больше ничего о ней не слышал. Его собственная копия книги сгорела во время Второй мировой войны. Несмотря на это, автор выяснил, что Мотобу на самом деле опубликовал какую-то книгу, но та ли это книга, которую составил Накама, неизвестно. Она была напечатана Обществом  популяризации  тодэ-дзюцу и  называлась «Окинава Кэмпо тодэ-дзюцу», издания Кумитэ.

Хотя Мотобу знал две каты каратэ — Найханти и Пассай, обычно он обучал учеников только своей собственной интерпретации каты Найханти, в которую были включены захваты и бросковая техника, напоминающая приемы борьбы ти. Но все-таки память о Мотобу скорее связана не с его катами, а с ролью, которую он сыграл в развитии и популяризации спарринга в каратэ. Слава о его спарринге была настолько велика, что другие учителя часто отсылали к нему своих учеников, чтобы те изучали у него специальные приемы техники боя. Среди множества его окинавских учеников, которые здравствуют и поныне, известны следующие мастера: Сёсин Нагаминэ (Мацубаяси Рю), Синсукэ Канэси-ма (Тодзан Рю), Синъэй Канэсима (Исиминэ Рю), Кацуя Мияхира (Сёрин Рю-Кобаяси) и Тодзё Накама. В сентябре 1944 года Тёкки Мотобу умер в доме своей хозяйки в Томари в возрасте 73 лет и, по словам Тодзё Накама, выглядел «все еще как настоящий   каратист».