Иерархия хапкидо

Хапкидо > Иерархия хапкидо

Иерархия хапкидо является отражением индивидуального уровня мастерства владения системой. Каждый более высокий тренировочный уровень включает в себя новые, усложненные техники и требует понимания искусства, которое возможно лишь при накоплении определенного опыта. По этой причине бессистемного изучения разнообразных атакующих и оборонительных техник хапкидо будет далеко не достаточно для достижения высших уровней мастерства. Для перехода на качественно более высокую ступень в постижении искусства хапкидо необходимо глубокое понимание философского содержания не только этого боевого стиля, но и самой жизни.

В хапкидо существует два основных уровня классификации мастерства: гуп — для начальных ступеней обучения и дан — для определения более высоких степеней владения искусством. Рангом гуп обладают новички, находящиеся в процессе изучения основ хапкидо. Каждый только приступающий к занятиям ученик носит белый пояс, а затем по мере приобретения опыта и начальных навыков последовательно меняет его на желтый, синий и красный. Обладатели ранга дан, в совершенстве овладевшие основными элементами хапкидо и продолжающие повышать свое индивидуальное мастерство, носят черные пояса.

Третьего дана удостоиваются те бойцы, которые отрабатывают специфические и сложные элементы хапкидо. По достижении четвертого дана боец получает право на присуждение ему звания инструктора. После успешной сдачи экзаменов, включающих проверку физической подготовки, а также устные и письменные задания, соискатель звания инструктора получает разрешение на открытие собственной школы хапкидо (дожанг). До достижения четвертого дана и получения лицензии инструктора бойцы могут преподавать хапкидо исключительно под руководством имеющего лицензию мастера.

Пятый дан, обладателем которого можно стать только через пять лет после получения четвертого дана, присуждается после тщательной экзаменационной проверки и дает право на получение лицензии мастера искусства хапкидо. Находящийся на этом уровне боец удостаивается титула сабумним.

Сабумним, обладающий седьмым даном хапкидо, имеет право лично рекомендовать своих учеников для получения ими пятого дана. Если ученик благополучно выдерживает экзаменационную проверку и удостоивается титула сабумнима, его учитель соответственно поднимается на уровень кважанима, то есть грандмастера.

Девятый дан является высшей ступенью индивидуального мастерства в хапкидо. Немногие мастера, достигшие этого уровня, проявили исключительную целеустремленность и преданность искусству, поскольку претендовать на получение девятого дана можно в среднем через сорок лет тренировочной и преподавательской деятельности. Иногда в случае безвременной кончины выдающегося мастера хапкидо почетный девятый дан может быть присужден ему посмертно.

Десятым даном обладает только сам основатель системы Чхве Ёнсоль. Кроме него десятый дан имеют некоторые преемники Чхве, хотя правомерность этого многими подвергается сомнению. Дело в том, что после смерти Чхве в 1986 году в рядах высших мастеров хапкидо, занимавшихся лично у основателя искусства, произошел раскол, вследствие чего образовалось несколько независимых организаций хапкидо. Поэтому некоторые из бывших учеников Чхве являются теперь обладателями десятого дана. Другие же оставили за собой честно заработанные восьмой и девятый даны. В любом случае все это лишний раз подтверждает то, что хапкидо не застыло на месте и продолжает развиваться, впитывая в себя новые техники и новое понимание смысла стиля, точно так же, как это было при Чхве, который после возвращения в Корею творчески использовал различные стили для создания собственной боевой системы.